Wednesday 27 June 2012

О фильме «Президент Линкольн – охотник на вампиров»: хорошее кино, плохой тренд

Эффективное орудие убийства вампиров: посеребренный топор

Юный Линкольн учится своей тайной науке


Не люблю вампирскую тематику, но все же решил посмотреть этот фильм, в основном из-за фамилии режиссера Тимура Бекмамбетова. Т. Бекмамбетов известен российскому зрителю в первую очередь двумя весьма достойными «Дозорами», любопытным голливудским «Разыскивается» и несколькими нашумевшими российскими комедиями.

Фильм «Президент Линкольн – охотник на вампиров» оказался исключительно зрелищным и увлекательным. Отличный крепкий сюжет основан на реальных фактах Гражданской войны в США 1860-х годов и жизни 16-го президента США Авраама Линкольна, который возглавил победоносную армию Севера и уничтожил рабовладение в США. Масштабные и неожиданные спецэффекты потрясают воображение. Куча утонченных вампиров (злобных и не только) и фонтаны черной крови. Владение орудием убийства вампиров – серебряным топором – доведено Линкольном до уровня изящества. Драки настолько красиво сняты, что кажутся современным балетом. Леденящие душу сцены вампирских пиров и нежная любовь Линкольна и Мэри Тодд. Прекрасно подобранные актеры отлично справляются со своими ролями, проявляя недюжинную физическую подготовку. Я смотрел все это экранное буйство с открытым ртом, думая, что надо смотреть его еще раз!

Размышления вызвал старый постмодернистский прием – рассказать набившую оскомину историю по-новому, подать его в виде прекрасного декадентского блюда, обильно приправленного мистикой. К чему это приведет? Что из этого вынесут те, кто ничего не знают о войне Севера и Юга и президенте Линкольне? Не делается ли таким образом медвежья услуга неустойчивым умам?

Аргументы у меня такие: я тоже был когда-то молодым человеком, очень слабо осведомленным в родной истории и культуре. Ничего как-то, вырос, выучился, вот даже про американскую войну знаю. Думаю, и современное молодое поколение тоже не пропадет, даже если их внимание не привлекать вампирами. С другой стороны, а что делали плантаторы, как не пили кровь своих рабов? Не в прямом смысле слова конечно, но уж точно в переносном. Создатели фильма просто придали этой фигуре речи прямое значение. «Кровопийца!» - говорим мы о человеке, который угнетает других. Ну что же, вот вам кровопийцы – рабовладельцы и их сторонники. Создатели фильма имеют право на творческое выражение своих мыслей. Кроме того, если на продукт есть спрос, и этот продукт не противоречит закону, то в мире свободного предпринимательства его кто-нибудь произведет. Этот продукт, то есть фильм, произведен отлично. Правда, в нем действительно очень много насилия, но он имеет возрастные ограничения. Все эти аргументы  на самом деле мне кажутся поверхностными и несерьезными.

Наверно, моя самая большая претензия к этому и другим подобным фильмам состоит в том, что они показывают насилие привлекательным. Вот этот тренд в современной культуре меня беспокоит. Его последствия в реальной жизни слишком легко и страшно представить: насмотрится какой-нибудь неустойчивый товарищ подобных фильмов, и запомнит не факты из истории Гражданской войны или жизни Авраама Линкольна, и даже не то, что «вампиры живут среди нас», а то, что топором отрубать головы – это здорово и даже очень красиво… Фактов необъяснимого и ужасного насилия очень много в этой жизни – могу с хода назвать несколько свежих – и кто знает, какова в них роль современного популярного искусства. К моему великому сожалению, мне лично кажется, что эта роль велика.

No comments:

Post a Comment