Friday 26 April 2013

О канадском гражданстве

В среду 24 апреля 2013 года, почти ровно через 6 лет после моего прибытия в Канаду 27 апреля 2007 года, я получил канадское гражданство. Церемония была скромная, торжественная и приятная. Проверив наши документы, сотрудники иммиграционного министерства рассадили 59 новых граждан Канады по номерным местам в центре аудитории. Гостям выделили боковые места. На этой неделе в Виктории канадское гражданство принимали около 500 человек!
Клерк заранее объяснил, что делать и когда вставать или садиться. Затем в аудиторию вошел увешанный медалями судья и не менее «разукрашенный» «маунти» - сотрудник Канадской Королевской конной полиции в своей красивой красной форме, в сапогах и в широкополой шляпе. Судья произнес довольно интересную речь, в которой призвал нас сохранять наши традиции, но и в то же время интегрироваться в канадское общество, высоко отозвался о роли иммигрантов в истории Канады. Он также отметил, что осознает, на какие жертвы идут иммигранты, уезжая с родины и оставляя там своих родных – это было особенно приятно, потому что не всеми понимается. Затем мы, ряд за рядом, встали и произнесли фразу «Я, Иванова Мария», таким образом представившись судье. Он очень внимательно и доброжелательно разглядывал наши лица, каждому сказал «Здравствуйте!» После этого, подняв правую руку, мы поклялись, что будем верны канадскому монарху Ее Величеству Королеве Елизавете Второй, будем соблюдать законы Канады и выполнять свои гражданские обязанности. Спели красивый канадский гимн, получили свои сертификаты и сфотографировались на память с судьей и «маунти». Каждый из новых граждан может и должен теперь голосовать на предстоящих в мае выборах в парламент провинции Британской Колумбии – не премину воспользоваться этой возможностью, потому что уж очень не люблю настоящее либеральное правительство за обман народа (http://dasweisseband.livejournal.com/5743.html) и плохие экономические показатели.
Коллеги приятно порадовали на работе поздравив нового канадца лично. В этих поздравлениях проявляли себя разные истории и характеры: Джон поздравил меня с чувством и пониманием – я знаю, что когда-то он сбежал из США в Канаду, чтобы не быть призванным на войну в Корею; Джеймс просто поздравил – пять или больше поколений его предков живет в Канаде, для него канадское гражданство – нечто само собой разумеющееся; Диана – большой канадский патриот, и в ее поздравлении чувствовалась торжественность.
Через неделю теперь можно подавать документы на получение синенького канадского паспорта для международных путешествий (он выдается отдельно и стоит какую-то небольшую сумму).
Вот об этой канадской синекожей «паспортине» я бы и хотел порассуждать в этой статье. Что она мне дает, и почему она для меня важна?
Я вспоминаю одну историю из моей жизни, которая хорошо иллюстрирует роль и важность канадского паспорта в жизни российского гражданина. Где-то году в 2009 мне понадобилось съездить из Канады в США. Канадцы это делают со своим синим паспортом, а мне нужно было получить американскую визу – в близлежащем американском консульстве в Ванкувере. Виза выдается на десять лет – видимо в качестве кредита доверия иммигрантам, которых официально приняла дружественная Канада, выдав им статус «постоянных жителей».
Не ожидая ничего особенного от этой в сущности простой процедуры, я поехал в Ванкувер. Здание американского посольства там стоит прямо в центре города, в сердце, так сказать, делового и культурного центра этого спокойного мегаполиса безмятежной страны Канады.
На прием в американское посольство нужно было прийти довольно рано, и выстоять длинную очередь в утренней полутьме. Передо мной стояли молодые родители с коляской, в которой лежал младенец, перед ними была китаянка со своим канадским другом.
Подошло время открытия посольства, и очередь стали запускать внутрь по нескольку человек. Внезапно я почувствовал какое-то волнение, идущее от головы очереди – на входе в посольство явно происходило что-то неприятное, но поскольку за входящими плотно закрывалась дверь, невозможно было понять, что именно. Дошло дело и до нас, и мы вошли.
В бетонном мешке, освещенном холодным флуоресцентным светом, перед нами стояли мрачные вооруженные сотрудники охраны посольства в бронежилетах.
То, что произошло дальше, было больше похоже на сцену где-нибудь в Афганистане или Ираке, где бушует война и тебя могут убить в любой момент. Нас всех отделили друг от друга и довольно бесцеремонно ощупали. Родителям запретили ввозить коляску внутрь. На вопрос, что им с нею делать охранник отсутствующе пожал плечами – не знаю, решайте эту проблему сами. Можно ли оставить снаружи пустую (и очень дорогую) коляску? Нет, нельзя! Добрый ангел канадский друг китаянки впереди пообещал присмотреть за ней и увез ее наружу. Ребенок почувствовал недоброжелательную атмосферу и истошно заорал – так он орал до конца этой пыточной процедуры. Телефоны и часы иметь на себе тоже не разрешалось – их пришлось оставить в какой-то корзинке без присмотра. Затем нас как скот погнали из одной комнаты в другую, в туалет и попить разрешалось ходить только под присмотром охранника. В одной комнате всем пришлось ждать, когда откроются малюсенькие окошки для сдачи наших паспортов – мы молча и подавленно сидели, а над нами возвышался очередной мрачный охранник.
Этот кошмар конечно закончился, но более унизительной процедуры я не испытывал в жизни. Потом я много думал об этом – слишком сюрреалистичным казался этот опыт. Я думал, чем мы все заслужили к себе такое ужасное отношение в спокойном канадском городе, мы что были террористами или опасными преступниками? Единственный ответ который я находил звучал так – для американских властей россияне, китайцы и т.д. не принадлежат к клубу доверенных лиц, которые могут въехать в США по своему паспорту без оформления идиотских и унизительных виз. Если тебе нужна виза, значит ты – почти враг, дикарь, и с тобой нужно обходиться соответственно. Формальным признаком отделения «своих» от «чужих» на данный момент является этот самый символический синий паспорт. Наличие этого формального признака открывает тебе все двери в цивилизованном мире, его отсутствие их закрывает, и тебе нужно доказать, что ты не верблюд, чтобы войти в них.
Помню, что получив все-таки американскую визу, я рассказал о том, как все было, своим канадским коллегам, сопровождая рассказ комментарием, что «таким неуважительным отношением к своим гостям Америка не способствует улучшению своего имиджа в мира». К моему удивлению канадцы не стали испытывать к моим мытарствам большого сочувствия. Вместо этого они вспоминали про теракт 9/11 и про то, что у американцев есть достаточно причин быть осторожными, и добавляли, что «американские службы безопасности просто хорошо выполняют свою задачу по охране посольства, а улучшением имиджа страны они не занимаются».
Терроризм – явление страшное, и борьба с ним на Западе идет серьезная. «Лес рубят, щепки летят» - вспомнилось мне знакомое. Мой канадский паспорт позволит мне держаться от этого жуткого леса как можно дальше.

No comments:

Post a Comment