Wednesday 1 May 2013

О роли профсоюзов в Канаде

Профсоюзный праздник Первомай отмечается так или иначе в 142 странах мира. Я уже писал о том, как отличается празднование Международного Женского Дня 8 марта в России и на Западе (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/03/blog-post_7.html), есть что сказать в этом смысле и по поводу Первомая.
В России о профсоюзе и его роли в моей рабочей жизни я всегда имел весьма презрительное мнение. Члены профсоюза в университете, где я работал, могли получить дешевые билеты в кино или театр, скидку на турпутевки. О какой-то борьбе за права членов профсоюза не было и речи – всем было известно, что руководство университета держит руководство профсоюза у себя в руках, и откупается от проблем с их стороны этими самыми дешевыми билетами.
Нельзя сказать, чтобы и члены профсоюза на что-то претендовали особенное: большинство работающих россиян живут по принципу «Моя хата с краю..» и надеятся на русский «Авось!», веря, что проблемы обойдут их стороной. Если добавить в эту смесь традиционное недоверие властям, в том числе и профсоюзным, и сидящий в крови страх, то получится самый распространенный русский апатический коктейль, разбавляемый для усвоения организмом водкой.
Устроившись на работу в Канаде, я быстро ощутил присутствие профсоюза в моей жизни. Здесь это "боевая" организация, на деле, а не на словах защищающая права рабочих. Вот история того, как профсоюз защитил меня в решающий момент.

Членство в профсоюзе обязательно в организации, где я работаю, соответственно небольшие профсоюзные взносы стали вычитываться из каждой моей зарплаты. По старой привычке я сначала не обращал на это внимание, а потом начал задумываться, а за что собственно я плачу. Поскольку первая моя работа была довольно спокойная, присутствия профсоюзов в моей жизни не было, и поэтому вроде как и нужды в них не было.
«Золотой век» рабочего спокойствия и уверенности в завтрашнем дне однако быстро закончился, пав жертвой всемирного экономического кризиса 2008 года – волны масштабных и не особо продуманных экономических ограничений достигли той части организации, где я работал, и наш отдел расформировали. Рабочие судьбы всех моих коллег были кинуты в водоворот судорожных организационных перемен: кто-то решил уйти на пенсию, кто-то сменить место жительства и работы, кого-то, как меня, перевели в другие отделы, чтобы заниматься там не совсем тем, чему я был обучен. Сейчас я понимаю, что я не был уволен тогда только благодаря профсоюзу и коллективному договору между профсоюзом и руководством моей организации. Согласно договору меня должны были перевести на другую позицию со схожими обязанностями.
Такое место нашлось, но поскольку это было не совсем то, чему я был обучен, у меня начались проблемы на работе. Начальник не желал давать мне никаких авансов, и заметив мою пониженную производительность, начал собирать досье для моего увольнения. Для этой цели начальник стал собирать детали всех ошибок, которые я совершаю по неопытности, придираться по мелочам. Я почувствовал, что тучи надо мной сгущаются, и решил обратиться в профсоюз за помощью.
Узнав о моем обращении в профсоюз, начальник сильно занервничал, и быстро подыскал мне новое место. Замечу опять, что не было бы профсоюза в этой организации, меня просто бы уволили без объяснения причин. Это делается очень просто – приходишь, а на твоем столе лежит так называемая «розовая форма» - документ, в котором официально объявляется, что работник уволен. Весь доступ к компьютерным системам перекрыт, и охранник уже готов сопроводить меня до выхода. Никого не волнует, если у тебя есть неоплаченные кредиты, семья, которую надо кормить, квартира, за которую надо платить, и т.д. Подробно о жестокой пост-кризисной волне увольнений в мире, где нет профсоюзов, рассказывается в интересном фильме «Мне бы в небо», на который я уже ссылался в предыдущей статье (http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/05/blog-post_25.html).
"Терминатор" Райан Бингам за работой  - увольняет очередного бедолагу
Одно из посланий фильма заключается в том, что увольнением можно воспользоваться во благо себе, попробовав заняться вещами, которые по-настоящему нравятся. Так, его главный герой «терминатор» Райан Бингам, которого нанимают фирмы, чтобы сообщить работникам об их увольнении, напоминает одному из своих уволенных офисных «клиентов», что тот когда-то окончил кулинарный колледж, и может после увольнения снова заняться своим «коньком», французской кулинарией, но уже профессионально. Любопытная мысль, но на себе подобную шоковую терапию я бы испытывать не стал, и поэтому ничего хорошего в возможном увольнении не видел.
Теперь я работаю в той же организации, но уже на третьем рабочем месте. Мои служебные обязанности драматически изменились снова. Чтобы им более-менее соответствовать, мне пришлось получить дополнительное образование. Благодаря опыту, который я нарабатываю уже третий год на новом месте, я начал производить неплохие результаты, новый начальник имеет поводы меня ценить. Я понимаю, что ничего этого не было бы без профсоюза, одно присутствие которого в решающий момент изменило мою ситуацию согласно моему желанию. Моя работа мне даже начинает нравится, и зарплата регулярно поступает на мой счет. Карьерный рост вот только значительно замедлился. Может быть я бы достиг чего-то будучи уволенным, но я не большой любитель шоковой терапии. Если я захочу заняться чем-то по своему вкусу, то я предпочту это делать в удобный для меня момент и на подходящих для меня скоростях.

1 comment:

  1. Довелось мне узнать, что думает и "другая сторона" по поводу профсоюзов. Один менеджер недавно со мной разоткровенничался. Он свыше года пытался уволить одного лентяя, но потратил кучу времени (до 2-2,5 дней в неделю) на общение с ним через сотрудника профсоюза. "Каждую неделю у меня было несколько с ним (лентяем) совещаний. К каждому я готовился по часу, а после совещания час заносил в компьютер новые данные. Я мог бы потратить это время с гораздо большей пользой!" - сказал он мне. Разговор проходил через день после того, как лентяй в конце концов уволился, и менеджер явно "отмечал" эту дату!

    ReplyDelete