Friday 31 May 2013

О популярности пастишей про Шерлока Холмса

В пастише Холмс может сойтись с кем угодно, хоть с Арсеном Люпеном!
Шерлок Холмс несомненно принадлежит к тем героям, которые «живее всех живых». О нем до сих пор пишутся книги, снимаются фильмы, создаются компьютерные игры. Почему нам не хватает Конан Дойлевского "канона", и пастиши с Шерлоком Холмсом сегодня популярны как никогда – об этом статья.
Пастиш определяется в Википедии, как «вторичное литературное произведение, являющее собой продолжение либо иную сюжетную версию первичного (авторского) с сохранением авторского стиля, персонажей, антуража, времени действия и т. д. В отличие от стилизации и так называемых фанфиков, позволяющих более вольно трактовать исходный материал, пастиш предъявляет более жёсткие критерии к автору с точки зрения введения дополнительных персонажей и развития сюжета».
Шерлок Холмс – герой множества любимых и популярных пастишей и стилизаций. Востребованность в нем настолько велика, что он до сих пор приносит творческим людям – кинематографистам, литераторам, художникам, создателям компьютерных игр – немалую прибыль. Об одной любопытной компьютерной игре с участием Шерлока Холмса я уже писал в статье «Как Шерлок Холмс предотвратил конец света» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/12/blog-post_29.html).
Недавно я начал читать пастиш о Шерлоке Холмсе под названием «Дом Шелка» Энтони Горовитца, и кажется понял, почему пастиши про Холмса так популярны.

С первых строк этого произведения в повествовании появляются такие знакомые нам имена, как американский писатель Эдгар Аллан По и его герой Огюст Дюпен, который считается прообразом Шерлока Холмса, художники-импрессионисты Монэ и Дега, легендарный лондонский театр Савой, наконец в повествовании появляется и тут же занимает прочное место далекая страна Америка.
Все эти реалии существовали во времена Конан Дойля, но он не уделил им должного внимания в своих рассказах о Шерлоке Холмсе. Современный поклонник «канона», знающий хотя бы немного о викторианской Англии – эпохе в которой действовал Шерлок Холмс и доктор Ватсон – остается в недоумении. Где же все эти события, мысли, о которых мы так сегодня много знаем, и которые так важны для современности? Их нет в рассказах о Шерлоке Холмсе! Но почему?
Напрашивается простой ответ: эти реалии, роль которых была так важна в развитии западной культуры, остались незамеченными Конан Дойлем. В то время они были всего лишь мелочами, одними из многих событий и явлений, имевших место, и ничем еще не доказавших свою значимость!
Пастиш дает возможность исправить эту «оплошность» автора оригинального произведения. Их автор, как и мы все, знает, что художники-импрессионисты, входившие в популярность в конце 19 века, станут самой влиятельной силой изобразительного искусства века 20-го. Автор пастишей о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне знает, что в лондонском театре Савой в конце 19-го века ставили свои бессмертные оперетты английские авторы Уильям Гилберт и Артур Салливан, о том, что в книжных магазинах викторианской Англии уже можно было найти книги гениального Эдгара По. Он наконец знает, что в конце 19-го века США стали превращаться в ведущую мировую державу. Конан Дойль этого не знал, поскольку не имел нашей современной перспективы. Пастиши создают соответствие между реальностью автора Шерлока Холмса и нашим знанием о той эпохе. Ведь на самом деле, это – две разные вещи.
Пушкин когда-то гениально писал в Евгении Онегине: «И вот уже трещат морозы. И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж рифмы розы; На, вот возьми ее скорей!)» Пастиш дает «рифму», в которой мы так все нуждаемся, и мирит современников с тем простым фактом, что далеко не все гениальные мысли и великие события кажутся таковыми при своей жизни.

1 comment:

  1. Взгляните:
    docs.google.com/document/d/1fvAC03mClUfwfvdfuaUsAZWWW6-8IiEMzQlO4gH5r9k/

    Александр Шапиро
    burrru at gmail.com

    ReplyDelete