Friday 28 June 2013

«Быть канадцем значит...»

 
Вот такое смешное канадское лицо!

Ведущий радио-программы Петер Гжовски, который в 1972-м году организовал первый опрос «Быть канадцем значит...»

1 июля – День Канады, всеобщий выходной в стране и один из самых любимых канадских праздников. Первое июля канадцы празднуют с удовольствием: люди постарше отдыхают с семьями, устраивают пикники. Народ помоложе выражает свой патриотизм на уличных концертах, вечеринках. Веселятся многолюдно, громко, ярко, не без алкоголя, который если засекается полицией, то тут же выливается. Но в общем обычно все проходит мирно, без злобы и пьянки. Полиция ходит вдоль толпы празднующих, проверяют все бутылки – если же находят алкоголь, который в Канаде пить просто так на улице нельзя, то выливают его, отдают бутылку и спокойно идут дальше.

Нельзя кстати путать этот праздник с Днем Независимости США 4 июля! Этот день в Канаде – обычный рабочий, никакой дополнительной значимости у него нет.

Мне День Канады тоже нравится, и он имеет для меня значение. Не только потому, что недавно я официально стал канадским гражданином. Неплохо мне в Канаде жилось и до получения гражданства. Я лично Канаде благодарен за то, что именно здесь во мне власть видит нормального человека и относится с соответствующим уважением. Мне и моей семье предоставлен шанс прожить спокойную, упорядоченную, благоустроенную, защищенную жизнь, в которой интересно жить днем сегодняшним и нестрашно за завтрашний день.

Есть причины радоваться существованию Канады и у мирового сообщества. В сущности, таких же доступных иммиграционных программ как в Канаде, нет больше нигде: дополнительные жители не нужны больше ни в многолюдной и напуганной терроризмом США, ни в переполненной и несколько заносчивой Европе. Я знаю, что в Австралии есть иммиграционная программа, но в ней было что-то не все так просто, как в канадской. В сущности Канада сегодня – единственная развитая страна, которая активно приглашает к себе людей со всего мира. Скорее всего этот процесс будет еще продолжаться: огромная Канада, в которой живет всего 35 миллионов человек, продолжает лидировать в мировых рейтингах уровня жизни!

Быть канадцем в современном мире очень удобно – все и везде тебя любят, чего, скажем, не происходит с американцами. Я уже не раз слышал истории о том, что американцы за рубежом выдают себя за канадцев, чтобы чувствовать себя спокойнее: носят сумки, одежду с канадской атрибутикой, говорят, что «живут рядом с Канадой» и т.д. Если с Америкой в мире существует устойчивая ассоциация, как мирового жандарма и вообще чресчур активного участника мировых процессов, то с Канадой ассоциируют спокойную, удобную, мирную и неторопливую жизнь, главенство закона, уважение к правам человека, ненавязчивое поведение в международных делах, богатую природу и бережное к ней отношение, отличный хоккей. Все это конечно стереотипы, и далеко не все из них верны, но в среднем дело обстоит примерно так. Ни один из этих стереотипов не вызывает отчуждения в глазах мировой общественности, а скорее симпатию и дружелюбие.

Главная канадская новостная служба СВС время от времени проводит шутливый опрос среди слушателей с просьбой закончить фразу «Быть канадцем значит...» В этом году ответы разнились от ожидаемых: «...любить кленовый сироп», «...пить пиво и смотреть хоккей», «...играть в керлинг», «...платить налоги» до более творческих ответов, таких как «...иметь в туалете на стене принт картины Бейтмана» или «...поймать тридцати-килограммового лосося и выпустить его обратно» или «...устраивать пикник на улице во время сорокоградусного мороза». Мне запомнилась фраза «...ходить в поход, петь песни под гитару вокруг костра и быть покусанным комарами» - для выходца из России эта «канадская» черта кажется тоже очень родной!

Победителем всех времен и народов однако является следующий ответ: «Быть настолько канадцем, насколько позволяют обстоятельства» ("As Canadian as possible under the circumstances"). Сотрудникам СВС, организовавшим тот опрос, эта реплика так понравилась, что они ее распечатали и навсегда повесили в офисе службы.

Не совсем понял выбор канадских радийщиков, но возможно в этом выборе проявилась еще одна канадская черта: смеяться над шутками, которые мало кого смешат!

2 comments:

  1. Только недавно размышляла о том, что у меня нет образа среднестатистического канадца. Француза, немца, итальянца, американца -есть, а вот канадца - нет. Мне даже сложно считать канадцев нацией. Этот пост меня немного просветил.

    ReplyDelete
    Replies
    1. канадцы - это те же американцы, только у них хорошая реклама!

      Delete