Sunday 18 August 2013

О комиксах

Обложка библейских комиксов
Недавнее приобретение для моей библиотеки – две книги комиксов: Удивительные приключения Шерлока Холмса и Библия (самые удивительные рассказы из Пятикнижия Моисеева).
После потопа звери покидают Ноев Ковчег
Никогда не обращал внимание на комиксы и не интересовался ими, а тут оказался как-то в отделе комиксов местного гигантского книжного магазина и испытал культурный шок. Столько всего там было необычного и разнообразного! Шок был действительно культурным, поскольку комиксы – это целая культура со своим специфическим стилем, героями, историями.

Сожжение Содома и Гоморры и спасение семьи Лота
Шерлок Холмс и доктор Ватсон или Адам с Евой – не самые популярные герои комиксов, хотя авторы этого стиля любят осваивать классические литературные произведения. Помимо Бэтмэна, Человека-Россомахи и Железного Человека на книжных полках отдела были истории про Алису в Стране Чудес и героинь Джейн Остин. Конечно же герои всех этих произведений перевариваются в сознании художников во что-то совершенно «комиксовое», но с узнаваемыми чертами.

Адам и Древо Познания Добра и Зла вместе с запретными плодами
«Комиксовость» заключается в определенном конечно же стиле, который мне напомнил рассказ про каких-нибудь мифологических героев с ярковыраженными чертами внешности и характера. Женщина, например, в комиксах превращается либо в секс-богиню поразительной красоты, либо в Медузу-Горгону, тоже весьма сексуальную. Середины комикс не приемлет и чаще всего имеет ощутимый сексуальный оттенок. Так неожиданно на страницах комиксов, например, Алиса из Страны Чудес превратилась в самую настоящую порнозвезду, Белый Кролик – в этакого мятущегося ангела, а Безумный Шляпник - в злодея, подобного Джокеру (тоже одного из любимейших героев комиксов!). Такая же метаморфоза произошла и с Шерлоком Холмсом: он превратился в мощного красавца-интеллектуала с волевым героическим профилем.
Кто бы мог подумать, что это - Алиса в Стране Чудес!
Чем-то эта метаморфоза напомнила мне образ Ленина, который был вездесущим в позднее советское время, на которое пришлось мое детство. Поразительно было видеть на плакатах этот образец человеческой породы, красоты и силы, особенно уже имея представление, каким хлипким и маленьким человечком он был в реальной жизни. Я думаю, что именно тогда в далекие 1980-е состоялось мое первое знакомство с комиксами!
Советский комикс и его любимый герой
Приятно было то, что в книге, которую я купил про Шерлока Холмса, были новые истории про этого героя. Как я уже отмечал в статье про причины популярности пастишей (новых стилизованных произведений) про Шерлока Холмса, их современные авторы любят сводить великого сыщика со знаменитыми сюжетами и людьми того времени, как бы исправляя исторические "ошибки" Конан Дойля ("О популярности пастишей про Шерлока Холмса" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_31.html).
Холмс думает!
Авторы комиксов использовали свой недюжинный графический а также литературный талант, чтобы заставить встретиться знаменитого сыщика с мистером Хайдом (кошмарным двойником доктора Джекила), призраком французской оперы, писателем Оскаром Уайльдом и художником Анри Тулуз-Лотреком. Они постарались подчеркнуть аналитические таланты Холмса разрешением ужасных и знаменитых злодеяний или сотрудничеством с людьми, талантливыми в других «артистических» областях.

Эпическое величие библейских героев и рассказов Пятикнижия Моисеева (грехопадение, Ноев Ковчег, Содом и Гоморра, Вавилонская башня) очень подходят под эстетику комиксов, даже удивительно, что комиксов на библейскую тематику не продавалось больше. Шерлок Холмс менее подходит на эту роль, но при желании создатель комиксов не слишком напряжется, если захочет увидеть в нем мощный аналитический ум и героический профиль!

No comments:

Post a Comment