Tuesday 12 November 2013

Группа Семерых и канадский север

Лорен Харрис "Баффинова Земля"
Из всех художников канадской Группы Семерых (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html) только трое побывали и рисовали на крайнем севере Канады: основатель группы Лорен Харрис, а также Фредерик Варлей и Александр Янг Джексон. На всех троих север произвел неизгладимое, почти религиозное впечатление, которое они пытались передать в своих картинах. Картин на северную тематику они создали довольно много, видимо безуспешно для себя пытаясь выразить все, что у них накипело на душе по этому поводу. Их северные произведения принадлежат к самым дорогим полотнам канадских авторов. Северная картина Лорена Харриса «Баффинова Земля», например, недавно была приобретена миллиардером и коллекционером Кеном Томсоном за 2.2 миллиона долларов!
Лорен Харрис "Ель на фоне желтого неба"
Художники были поражены не только совершенно новыми образами бескрайнего снега, айсбергов, северного сияния, но и другим ритмом северной жизни. Температурные различия между летом и зимой там достигают максимально возможных величин, зима и с нею ночь длятся многие месяцы, во время которых жизнь казалось бы умирает. Зато в короткие летние промежутки жизнь наверстывает «потерянное» невиданными темпами: ночей не бывает, растения быстро расцветают и производят плоды, животные и птицы питаются, набирают вес и размножаются так скоро, как это только возможно, ведь иначе нельзя: скоро придут страшные холода и убьют все живое. Вся эта бурлящая летняя активность на севере напоминает скоростной просмотр кино. Лето на севере настолько насыщенно всевозможной жизнью, что художникам было сложно рисовать на натуре – в краску попадало слишком много комаров! В результате на пленэре они предпочитали делать эскизы, а заканчивали свои картины уже в помещении. Рисовать маслом на открытом воздухе они могли только во время сильного ветра, который сносил комаров.
Лорен Харрис "Гора Лефрой"
В своих арктических походах по морю и по суше художники посетили самую северную точку своих путешествий – остров Эллесмер, который находится всего лишь в нескольких сотнях километров от Северного полюса. Они также обогнули с севера Баффинову Землю – пятый по величине остров мира. Они проплыли мимо Гренландии, где были свидетелями возникновения огромных айсбергов, впоследствии плавающих по всей северной Атлантике (один из них за десятилетие до этого потопил «Титаник»). Наземные путешествия завели их в Юкон и в Северо-Западные Территории.
А. Я. Джексон "Дикая земля"
География восточной Арктики, особенно Баффиновой Земли и северной части полуострова Лабрадор, представляет из себя горы с ледниками и многочисленными ледниковыми мелкими водопадами, глубокими фьордами. Лесов там нет, пейзаж более подходит под описание пустыни. Земля летом мягкая и болотистая. Увиденное на севере убедило их в том, что настоящий неповторимый канадский дух – это северный пустынный пейзаж, горы, покрытые снегом, льды и айсберги, суровый климат. Художники писали своим родным и близким, что зрелище ледников и айсбергов опьяняет их, что они видят в этих плавающих громадах неких сфинксов, пирамиды, замки и соборы. Их поражали цветовые гаммы, присущие льду разного возраста. «Цвета льда меняются от поющего фиолетового до бушующего аква. И все это между серым небом и темно-зеленой водой, а на закате море – пурпурное и красное» - писал Фредерик Варлей.
А. Я Джексон "Озеро Нелли"
Другим неожиданным художественным впечатлением на севере было то, насколько далеко можно было видеть вдаль, и насколько маленьким по сравнению с открывающимся простором, кажется все, что на нем находится. Художники в артистической форме переосмыслили известный физический факт плоской сферичности Земли на севере и юге, благодаря чему линия горизонта гораздо более удалена от наблюдателя, чем в южных широтах. Соответственно, все видимое кажется на этом фоне ощутимо меньшим. Север как бы напоминает своим гостям, что здесь господствует природа, а роль всего, включая человека, мала и несущественна. Самое подходящее чувство, которое можно испытывать на севере – это трепет перед природным могуществом. Именно этот трепет канадские художники часто пытаются передать в своих работах, и это касается не только Группы Семерых. Незначительное место человека в этом бушующем мире пытается изобразить в своих самых знаменитых картинах и Эмили Карр, другая канадская художница (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_29.html).
Ф. Варлей "Красные скалы"
В открывающихся северных видах художники почуствовали ностальгию по девственной чистоте природы, которую не заняли люди. Вот так выглядит мир без цивилизации, людей, железных дорог, городов и огромных дымящих фабрик. Все эти реалии уже были очень знакомыми художникам, ведь дело происходило в 1930-х годах. На севере же они увидели образ Эдемского Сада, из которого был выгнан Человек, и который больше невозможно обжить: чистый, прекрасный, пустой и недоступный, он напоминил художникам о греховности человеческого сущестования, и о том, как сложно эту греховность преодолеть. Но именно там, на далеком Севере, можно найти источник духовной энергии, чтобы подпитать и очистить свою истощенную и замутненную душу (чем и любили заниматься русские святые, основавшие знаменитые северные монастыри (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_31.html. Некоторые «американские» святые "просияли" на американском севере, как например, святой Герман Аляскинский, который покинул Валаамскую обитель простым монахом, а на Аляске стал величайшим русским святым).

No comments:

Post a Comment