Friday 8 November 2013

О революции в пивоварении

Стимпанк пробрался и в пиво!
В Канаде, да и во всем мире, происходит революция. Происходит она не на площадях и не во дворцах, как это было в России 7 ноября 1917 года, а в микро-пивоварнях, где варится так называемое крафт – или ремесленное – пиво. Согласно Википедии, ремесленное пивоварение — это производство пива небольшими, независимыми компаниями, которые придерживаются традиционных рецептов. Некоммерческая исследовательская организация Conference Board of Canada подсчитала, что в среднем одно из ста рабочих мест по всей стране находится сегодня в пивоварнях, а независимая пивная индустрия поставляет в государственную казну до 5.8 миллиардов долларов ежегодно налогами! Похоже, как когда-то во времена Великой Депрессии и сухого закона в США, когда экономике Канады серьезно помогло производство и продажа дешевого алкоголя многочисленным контрабандистам в Америку, производство и продажа пива сегодня вытаскивает экономику Канады из болота нынешнего экономического кризиса.

На самом деле в мировой пивной индустрии происходят те же процессы, что и во многих других мировых индустриях. Я уже вкратце охарактеризовал эти процессы в своем эссе о растущей популярности принципа «Сделай сам» здесь (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_19.html). История пивоварной революции такова: в конце двадцатого века пивоваренный рынок захватили крупнейшие транснациональные корпорации, которые стали диктовать свои условия потребителю. В широчайшее производство вошло дешевое лагерное слабоохмельное пиво, которое наиболее выгодно пивным корпорациям ввиду индустриальности способа производства и стандартизации ассортимента. В народе такое пиво стали называть «шипучка». В принципе "шипучка" - это не так уж и плохо, особенно учитывая ее более-менее приемлемую цену. Потребителя не устраивало то, что выбора особого не было. А что, если хочется пиво покрепче? А что, если хочется, чтобы пиво имело другой вкус, например, имбирный или шоколадный? А что, если хочется отметить местное событие, например свадьбу, своим особым сортом пива с каким нибудь забавным, но понятным для гуляющей компании названием? В ответ пивоваренные корпорации многозначительно молчали. Это молчание можно было истолковать примерно так: «Что? Какое-то особое пиво? Будете пить только то, что мы для вас сварим по самой дешевой технологии, и ничего другого!» Неудивительно, что многих творческих людей с предприимчивой жилкой эта ситуация перестала устраивать. Так появились ремесленные пивоварни.

Территория эта очень востребованная. В 2012 году в Канаде было приобретено 2.3 миллиарда литров пива (с максимальным потреблением пива на севере страны, что неудивительно). Доходы от этого производства уступают только доходам фармацевтической и медицинской промышленности. Они наравне с доходами почтовой службы и превышают доходы молочной промышленности. В каком-то смысле эти соотношения можно понять, ведь пиво помогает общаться, веселит, питает и лечит одновременно! Чем больше всего в мире происходит, тем больше хочется выпить пива, чтобы все это "переварить"! Работу с пивом пока нам совмещать не разрешают, а вот соединение развлечения и пива, как это происходит, скажем, на пивных фестивалях, уже доказало свой значительный экономический потенциал. Прогнозы на будущее говорят только об увеличении спроса на пиво в будущем. А это означает, что и сопутствующие производства будут расти: выращивание хмеля и ячменя, бутилирование, продажи, маркетинг и т.д. «Бизнес развивается фантастически!» - делится через местную газету владелец одной из ремесленных пивоварен Виктории. Его заведение нанимает уже 22 человека и планирует только расти в будущем.

И действительно, покупатели все чаще предпочитают более дорогие местные сорта пива распространенным и более дешевым крупным маркам. Как получается, что даже цена продукта не определяет его спрос, а всепроникающая корпоративная пивная реклама уже не столь эффективна как раньше? Пивные ремесленники отвечают на этот вопрос так: людям хочется пить более качественное пиво, им хочется ощущать свободу выбора, им хочется удовлетворять свои индивидуальные вкусы, им хочется, чтобы производители были к ним близки, и они доверяют вкусам друг друга больше, чем дорогой рекламе.

Инновации и борьба за покупателя заставляют мелких производителей пива внедрять разные вкусы, выпускать пиво к особым событиям, давать новым маркам запоминающиеся названия. Я могу себя считать абсолютно независимым специалистом по пиву, но и мне трудно противостоять бутылке пива под названием «Стимпанк» с забавным человеком-радиолампой на этикетке. Не могу сказать, что мне лично нравятся все виды крафт-пива, иногда мне кажется, что в них слишком много намешано вкусов. Однако мои любимые виды пива несомненно принадлежат к микро- нежели к макро-маркам. Мне также нравится, когда я знаю, где и из чего произведено местное пиво. Если я вижу пиво, произведенное на острове Солт-спринг из органического солода и местной воды, я знаю, что в этом чистейшем канадском закутке по соседству с Викторией в принципе не может быть «грязных» исходных продуктов. И действительно, пиво «Вересковый эль», произведенное на острове Солт-спринг, принадлежит к моим любимым маркам.

(Как любитель пива я разделяю этот революционный энтузиазм за тем исключением, что мне не хочется бороться с искушениями «импульсивного пивного шоппинга» из-за повышенной доступности пива и других алкогольных напитков в супермаркетах. Но, очевидно, правительство уже приняло за меня решение о том, чтобы разрешить открывать ликеро-водочные точки в крупных сетевых магазинах (подробнее – здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/11/blog-post.html). На мою свободу со всех сторон идет наступление, и если ремесленные пивовары предоставят мне чуть-чуть больше свободы в выборе пивной продукции, то я обеими руками «за»!)

Ремесленные пивовары говорят о своем пиве не просто как о другой продукции, нежели то, что производится пивоваренными концернами. Они говорят о другой философии своего бизнеса. Философия «гигантов» основана на низкой цене и всепроникающей рекламе. В качестве примера я приводил вездесущие кофейни Старбакс, где есть все, кроме хорошего кофе. Философия ремесленников же основана на разнообразии и качестве продукта. Их реклама помощнее дорогущих видеороликов, которые крутят по телевизору во время футбольных матчей. Так называемое «сарафанное радио» - маркетинговый инструмент может не столь масштабный, но не менее эффективный.

Остается пожелать микро-пивоварням радовать нас богатым выбором, высоким качеством и любопытными философскими рассуждениями как можно дольше, ведь как только пивные гиганты почувствуют опасность с их стороны, они их просто купят с потрохами. Многие пивные ремесленники станут миллионерами и спокойно уйдут на пенсию. Надеюсь, что пиво, которое останется после них, будет если не такое хорошее, как ремесленное, то хотя бы получше нынешней лагерной «шипучки».

No comments:

Post a Comment