Tuesday 10 December 2013

О моих гаплогруппах

Схема исторического расселения предков моего отца
Кто какой себе планирует подарок на Новый Год и Рождество, а я заказал себе тест проверки отцовской хромосомы моего ДНК на принадлежность к гаплогруппе I. Стоимость этого подарка – 89 долларов.

В далеком 2007 году я сдал свою ДНК на научный анализ. Платные услуги подобного рода сейчас процветают, особенно в области медицинского прогнозирования генетической склонности к тем или иным болезням. Я уже писал на эту тему здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/08/blog-post.html. Медицинский анализ ДНК – это довольно любопытно, но я не уверен, что смогу правильно интерпретировать результаты подобного теста. К тому же любой из нас и так знает о главных опасностях, которые мы унаследовали от предков – для этого достаточно изучить в каком возрасте и от чего они умирали. Это и будет примерный медицинский анализ имеющегося генетического материала. Анализ, которому была подвергнута моя ДНК, не содержит медицинских деталей, но сообщает довольно много сведений о том, откуда происходят мои предки. Эти детали многим бывшим жителям СССР часто бывают недоступны – потому, что кого ни копнуть, у многих были священники или купцы в роду, а за такое родство можно даже было быть сосланным в Сибирь. Поэтому в СССР генеалогия не была популярной, а генетику и вовсе клеймили как лженауку.

Главным открытием теста 2007 года была любопытная информация о предках моего отца, который умер, когда я еще был ребенком, и которого я очень плохо помню и очень мало о нем знаю. Тест выявил высокую вероятность того, что предки моего папы происходили из Балкан, и конкретно из Хорватии. Очень возможно, что они долгое время жили в хорватском городе Дубровник (ныне популярный международный курорт на Адриатическом море). Народ, который населял эту местность издавна, принадлежит к генетической популяционной группе (гаплогруппе) I. Тест, который я заказал на Новый 2014 Год, уточняет эти детали.

Ничего подобного никогда я не слыхал от своих родственников по отцовской линии. Они действительно выглядят южанами с коричневыми глазами и густыми черными бровями, но откуда взялись эти южные крови в центрально-европейской части России – долгое время было неизвестно. В семье ходят шутки, что в роду не обошлось без какого-нибудь цыгана. Сейчас с помощью ДНК-теста я надеюсь пролить свет на эту семейную тайну.
Схема исторического расселения предков моей мамы
Анализ материнской хромосомы моего ДНК не выявил высокой вероятности принадлежности к какой-нибудь одной гаплогруппе. Вместо этого на маминой стороне обнаружился целый набор самых разнообразных гаплогрупп преимущественно европейского, ближне-восточного и кавказского типа. Однако и здесь меня поджидал любопытный сюрприз: согласно генетическому анализу, среди моих далеких предков оказался знаменитый Человек из Чеддара. Википедия сообщает о нем ряд пикантных подробностей: это был мужчина, останки которого обнаружены в пещере Гау в ущелье Чеддар в графстве Сомерсет, Англия. Останки примерно датируются 7150 годом до н. э. и являются древнейшим найденным в Британии полностью сохранившимся скелетом. По-видимому, этот человек умер насильственной смертью. Его останки были обнаружены в 1903 году и в настоящее время находятся в лондонском Музее естествознания, а копия — в музее «Чеддарский человек и каннибалы» в деревне Чеддар. Вот так начнешь копаться в семейной истории и обнаруживаешь, что называется, «скелет в шкафу»!

В дальнейшем можно будет заказать подробное изучение материнской хромосомы и еще ряд любопытных тестов. Но возникает вопрос, а зачем вообще все это может быть нужно, тем более, что эти анализы недешевы. Мне лично все это пока интересно из романтических побуждений: вот появилась замечательная причина съездить в Дубровник, тем более что это курорт, в котором находится памятник ЮНЕСКО «Крепость Дубровник». Хочется походить по улицам исторической родины, повглядываться в лица местных жителей, среди которых наверняка много моих далеких родственников, и с которыми у меня наверняка есть внешнее сходство. Интересно было бы и на Чеддарского Человека посмотреть в Лондонском музее естествознания. Все эти причины заставляют вылезти из скорлупы повседневности, посмотреть и подивиться удивительному окружающему миру, записать и сохранить свои впечатления в блоге.

Однако существуют и более конкретные причины, по которым стоит узнать больше о своем генетическом наследии. Сироты, не знающие родителей, с помощью ДНК-теста могут выяснить больше о своем происхождении. Люди, всерьез занимающиеся генеалогией своей семьи, получают серьезное подспорье по результатам этого теста. Компьютерная система регулярно извещает всех, кто прошел тестирование, о тех своих клиентах, которые близки нам генетически. С этими клиентами системы можно связаться, чтобы обменяться имеющимися генеалогическими данными (компьютерная система дает такую возможность). Например, буквально вчера я получил электронное извещение о том, что некий Александр Стефанович «делит со мной 17 из 19 маркеров отцовской хромосомы и, вероятнее всего, связан со мною в пределах 37 поколений». Когда-нибудь, когда будет больше времени, я попытаюсь связаться с Александром Стефановичем и другими моими дальними родственниками (которых обнаружено уже около 50), чтобы выяснить, что они знают о европейской линии моей семьи, и рассказать им о ее российской ветке. Чем не достойный и увлекательный проект!

4 comments:

  1. Очень интересно! А это все по интернету совершается? Что-то я загорелась, тоже такую штуку хочу. :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. В твоем случае выгоднее проанализировать ДНК Вани - хромосома У расскажет о папиной линии, а Х - о маминой. Это правда чуть-чуть дороже, чем анализ только одной хромосомы у тебя. Я пользовался услугами ванкуверской Genebase, но в Америке полно подобных компаний, Проверь "DNA test"

      Delete
  2. Когда в следующий раз поедешь в Лондон, обязательно побывай в Музее естествознания! Не каждому выпадает возможность почтить память родственника, жившего 27 тысяч лет назад!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Больше почему-то в Дубровник тянет!

      Delete