Wednesday 31 July 2013

О деревянных церквях

Часовня Архангела Михаила из Карелии - сделана без единого гвоздя!
Мы все привыкли к виду городских церквей – больших красивых бело или краснокаменных зданий с узкими арочными окнами, многоскатными крышами, золотыми куполами-луковками и сверкающими крестами на них. Вид этих церквей радует нас своей искусной архитектурой, величественным размером, и богатством оформления. Я очень люблю этот вид и часто вспоминаю о нем в Виктории, где подобной «роскоши», как массивные православные церкви, нет. Небольшая церковь Св. Софии, прихожанином которой я являюсь, содержит свою основную красоту – мозаику – внутри (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/04/blog-post_30.html). Снаружи это обыкновенный большой дом, ничем особо не выделяющийся на фоне окружающих жилых домов. Настоятель нашей церкви отец Джон говорит, что соседи никогда не позволят куполам появиться над нашей церковью, поскольку тогда она будет слишком сильно выделяться.
Эта часовня хорошо бы вписалась в пейзаж Виктории
Я скучаю по виду богатых и больших городских православных церквей, но особенно, как это ни странно, милыми мне кажутся сейчас вдали от России простые и скромные деревянные церкви – такие, какие я видел на карельском острове Кижи 20 лет назад, когда я работал на круизных пароходах. В те годы круизный пароход совершал двухнедельные путешествия между Санкт-Петербургом и Москвой. По пути делалось несколько остановок, в том числе и на Кижах, где находится «кижское ожерелье» - Кижский архитектурный ансамбль, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, со своей жемчужиной, Преображенским собором. Церковь, как и практически весь кижский ансамбль, была построена без единого гвоздя из дерева в 18 веке. Вид этой и других деревянных церквей «кижского ожерелья» настолько поразил меня 20 лет назад, что и сейчас я не перестаю вспоминать о них. В этом мне помогает замечательный фотоальбом «Гармония вечного» В.Гиппенрейтера, посвященный кижским церквям.
Недавно мне довелось освежить свою память о тех шедеврах русского деревянного зодчества довольно практическим образом: я участвовал в сборе картонной модели часовни Архангела Михаила Спасо-Кижского Патриаршьего подворья, а затем провел небольшую фотосессию с этой моделью. Общение с этим архитектурным памятником способствовало тому, чтобы узнать побольше об этой конкретно часовне и о российском деревянном церковном зодчестве в общем. Ниже приведены мои размышления на следующие темы: почему эти скромные церкви производят такое глубокое впечатление? В чем сила этих образов?
Преображенский собор, о-в Кижи
Профессиональный архитектурный анализ этих памятников деревянного зодчества не ответил на эти вопросы. Он интересен своим богатым и специфическим словарем, глубоким пониманием архитектурного решения облика кижских храмов, но этого недостаточно для объяснения причин сильного эмоционального воздействия, который производит Кижский архитектурный ансамбль. Вот что, например, сообщается о часовне Архангела Михаила в архитектурных источниках:

«Часовня Архангела Михаила построена в начале XVIII века. Она относится к типу так называемых клетских часовен, состоящих из простых прямоугольных срубов (клетей), покрытых двускатными крышами. Состоит она из собственно часовни, трапезной, колокольни и сеней с крытым крыльцом. Сооружение представляет собой вытянутый прямоугольник. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

Крыша над восточным, самым высоким срубом, сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

Над сенями - изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана легким граненым шатром. Шатровая звонница как бы уравновешивает общую композицию, поскольку трапезная и сени значительно ниже ее по высоте.

Скромная нарядность часовни подчеркивается резными причелинами, подзорами и полотенцами, а также двумя изящными главками-луковками. В причелинах и полотенцах часовни основным мотивом декоративной резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Красный тес кровли имеет окончания в форме усеченных пик. Контрастная игра светотени на фасадах от теса кровли также украшает облик часовни.

Часовня Архангела Михаила, вид вблизи
Пропильная резьба на причелинах и подзорах оттеняет суровую красоту бревенчатого сруба, а легкий ритмический узор заостренных концов теса превращает звонницу в подобие какого-то фантастического цветка».

Этот анализ хорошо объясняет, что мы видим, когда глядим на деревянную часовню, но в нем мало сказано о том, как так получается, что ее простая архитектура выглядит так прекрасно.

Возможный ответ таится в большой силе религиозного чувства создателей этих храмов, которое в свою очередь происходит из особенностей местного климата и драматической истории Карелии.

Когда смотришь на эти деревянные храмы, нельзя недооценивать роль их фона – суровой и величавой карельской природы. Бревенчатые срубы успешно противостояли короткому и палящему летнему солнцу, ветрам, дождям, снежным буранам и длинным и холодным зимам 200-300 лет. В результате такого активного и долгого природного воздействия деревянные брусы церквей белеют, высыхают и трескаются, что придает им некоторую сказочность на фоне окружающего ландшафта. Чудесным образом они не сгорели за все века своего существования!
Святая София. Икона из часовни
Северный суровый климат скорее всего ответственен и за то, что можно назвать интенсивностью религиозного чувства, с которым строители деревянных церквей подошли к своему заданию (а создатели икон в этих церквях – к своему). Этот климат несомненно способствует православию, помогая человеку работать над собой, искоренять свои слабости, искать помощи в природе но в то же время зависеть от природных сил, то есть особенно остро чувствовать присутствие Бога. Если есть в человеке огонь истинной веры, то он должен особенно ярко разгораться в тяжелых условиях, чему были примером жизнь и труды великих православных святых Севера: Зосимы и Савватия Соловецких, Германа Аляскинского, Сергия Радонежского, основателей Валаамского, Кирилло-Белозерского и других северных монастырей. Все они были известны своим аскетизмом, постоянным тяжелым физическим трудом, строгим постом, горячей молитвой.
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями.
Икона из часовни Архангела Михаила
Необходимо сказать пару слов и о внутреннем убранстве деревянных церквей. В них много икон, написанных местными мастерами. Неопытность их руки искупается уже упомянутой силой и искренностью религиозного чувства. В результате они производят не менее глубокое впечатление, чем внешний вид храмов. Украшение икон отличается удивительной скромностью. Редки серебряные оклады и дорогая церковная утварь. Основной декоративный эффект внутри создается росписями на киотах и створках иконостаса.
Внутри часовни
Наконец нельзя забывать об историческом контексте строительства этих церквей. В 17-18 века имел место духовный подъем России и Карелии, в этих местах произошли знаменитые победы русского оружия. Карельское герцогство было отвоевано у Швеции в 1721 году и вошло в состав России сначала на правах части различных российских губерний, а затем в 1784 году – в качестве самостоятельного Олонецкого наместничества. Победа православия над католичеством, признание высшими российскими властями независимости этого края со всеми соответствующими экономическими льготами несомненно способствовали его процветанию и созданию этих шедевров культуры и религии.
Архангел Михаил - грозных сил воевода.
Икона для часовни была заказана местными крестьянами
Деревянным церквям посвящена одна из самых лучших и любимых мною песен русского рока: «Деревянные церкви Руси» группы «Черный кофе». Эта замечательная композиция и ее популярность доказывают, что деревянные церкви Руси являются вдохновением и радостью не только для меня, но и для многих людей.

«Деревянные церкви Руси»
(музыка Дмитрия Варшавского, слова Александра Шаганова, группа «Черный кофе», видео в Ютьюбе: http://www.youtube.com/watch?v=Et36tCDjSaw)

Деревянные церкви Руси -
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси,
В этих срубах есть сердце и вены.

Заколочено накрест окно,
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.
...
На холсте небольшая деталь:
Церковь старая на косогоре,
И видна необъятная даль
На былинно-бескрайнем просторе.

Старорусский народный обряд,
Неподкупная гордость людская.
Деревянные церкви стоят,
Это жизнь без конца и без края.

Saturday 27 July 2013

Читать или смотреть?



"Отверженных" нужно и читать и смотреть!
  Недавний просмотр новой голливудской версии романа В.Гюго «Отверженные» навеял много интересных мыслей (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_17.html), в том числе заставил меня поразмышлять над разницей между романом В. Гюго и его музыкальной кино-постановкой.

Конкретно я задумался над такой простой и очевидной разницей между литературной основой и ее кино-версией. Роман «Отверженные» - один из самых больших романов мировой литературы. Его объем – около 1300 страниц. Для того, чтобы прочитать произведение такого объема среднему читателю понадобятся месяцы. Кино же длилось два с половиной часа, и то показалось мне несколько затянутым! Очевидно, что этот же самый средний читатель скорее предпочтет кино книге. Почему? Что при этом теряется – и что находится? Стоит ли пренебрегать чтением оригинала, если есть возможность за пару часов узнать «в чем там дело»? На эти темы я рассуждаю в статье.

О разнице между книгой и кино написано уже очень много. В случае «Отверженных» нельзя не упомянуть зрелищность кино-версии, красоту ее звуковой дорожки с одной стороны и потрясающую детальность первоосновы с другой. Количество деталей, которое необходимо постигнуть, чтобы познакомиться с произведением, это пожалуй самая важная разница между этим кино и книгой. Очевидно, что в двух-с-половиной-часовом кино опущено множество оригинальных деталей (а некоторые детали изменены!). Что мы теряем, когда такое происходит?

В своей книге В.Гюго создает очень богатый и интересный мир. Разные поколения и типы людей, слои общества, исторические места и события. Углубляясь в этот выдуманный мир можно запросто потерять связь с реальностью, и представить, что на самом деле, мир «Отверженных» реален, а окружающий мир – нет.

Однако, неторопливо погружаясь в этот или в какой-нибудь другой большой роман, я с некоторых пор стал испытывать неприятное тревожное ощущение, что я что-то пропускаю, в чем-то себя ограничиваю. Хороших и интересных книг так много, а я потерялся только в одной! Общество вокруг взволнованно обсуждает какой-нибудь очередной бестселлер, а я даже понятия не имею, о чем он. Возникают сомнения, а стоит ли открытая сейчас книга моего времени, которого остается на чтение все меньше и меньше? Сегодня так много соблазнов, хочется потратить имеющиеся в распоряжении редкие часы с максимальной пользой, то есть освоить как можно больше интересных (нашумевших) сюжетов за минимальное время.

Выбор нашумевших сюжетов сегодня очень богат, гораздо богаче, чем во времена Гюго. Книги стали гораздо доступнее, выработаны эффективные механизмы их отбора из всеобщего огромного множества – еженедельные списки бестселлеров, книги, по которым ставят фильмы. Почти каждый месяц публикуется книга, о которой «все говорят». Хочется быть в курсе событий, знать, о чем все говорят, и иметь об этом свое мнение. На помощь приходит кино-версии, дающие легкую и приятную возможность быстро понять «в чем там дело».

Просмотр кино-версий известных книг дает возможность быть в курсе событий и иметь по ним свое мнение. Разумеется детали оригинального произведения опускаются. Предпочтение книги фильму или наоборот - это личный выбор каждого из нас. Некоторые общие зависимости нащупать все же можно. В отношении «Отверженных» (классическая проза) стоит и почитать книгу и посмотреть кино-постановку. «Евгения Онегина» (классический роман в стихах) еще никто не смог поставить более-менее равнозначно оригиналу, и поэтому здесь лучше вообще ничего не смотреть, а наслаждаться оригиналом. Нашумевшие «Голодные игры» Сюзан Коллинз (современный бестселлер) лучше только смотреть в кино-версии. Я пробовал читать этот роман, но в меня просто физически не полезла «подростковая» проза. Если эта выборка о чем-то свидетельствует, то о необходимости погружаться в классику, используя оригинальный текст, и о необходимости экономить время на современных бестселлерах, чаще предпочитая кино книге.

Если использовать знаменитое высказывание английского средневекового философа Фрэнсиса Бэкона о том, что "Некоторые книги нужно пробовать, другие — глотать, а очень немногие — прожевывать и переваривать", то сегодня эта мудрость может звучать так: "Некоторые книги нужно только смотреть, другие — только читать, а очень немногие — и смотреть и читать".

О важности деталей в книгах прекрасно сказал Г. Гессе в своем эссе «Магия книги». По его мнению, теряя детали мы теряем «таинство и величие читательского опыта», огрубляем свои чувства и отупляем наши мысли, ограничиваем наш кругозор. Для того, чтобы этого не произошло, нужно читать книги. Перекидным мостиком в мир книги могут служить их кино-версии.

Вот окончание этого замечательного эссе.

«Таинство и величие читательского опыта заключается в том, что чем больше деталей и взаимосвязей мы обнаруживаем, чем тоньше при чтении наши чувства, тем больше видим мы уникальность, индивидуальность и строгую обусловленность каждой мысли, каждого произведения, тем больше уясняем себе, что вся красота и очарование порождены именно этой индивидуальностью и уникальностью, и тем отчетливее, кажется, понимаем, что сотни тысяч голосов различных народов жаждут одного и того же, под разными именами взывают к одним и тем же богам, повествуют об одних и тех же грезах, стенают от одних и тех же бед. Сквозь тясячеслойное кружево бесчисленных языков и книг, сквозь пространство нескольких тысячелетий в моменты озарений проступает перед читателем магически возвышенный и сверхреальный призрак - из тысячи противоречивых черт завороженный в целое лик человека».

Friday 26 July 2013

О Джорджах, Александре и Луи

Молодые родители Вильям Уиндзор и Кейт Миддлтон, герцог и герцогиня Кембриджские, назвали своего сына Джорджем Александром Луи. Канаде особенно повезло с именем новорожденного принца Кембриджского. Маленький принц Джордж еще не знает, что на канадском севере в далекой Британской Колумбии уже существует город с его именем: Принц-Джордж! Этот университетский и индустриальный центр севера Британской Колумбии (столица – город с другим королевским именем Виктория!) ждал своего звездного часа почти сто лет – именно столько ему исполнится в 2015 году. Мэр Принц-Джорджа уже пообещала пригласить королевское семейство на празднование этой даты. (Справедливости ради необходимо отметить, что в США существуют два крупных графства под названием Принц-Джордж).
Некие молодожены на фоне леса близ Принц-Джорджа
Исторически первыми людьми, населявшими слияние рек Фрейзер и Нечако, где расположен Принц-Джордж, были индейцы племени лейдли тенех. История этого поселения начиная с 1800-х годов является довольно типичной иллюстрацией освоения европейцами запада североамериканского континента: сначала туда пришли торговцы, скупавшие у индейцев меха, затем неподалеку было обнаружено золото, и европейцы быстро вытеснили индейцев. Затем в поселение пришла железная дорога, и в нем начали массово селиться свободолюбивые работяги, работавшие на местных лесопилках или добывавшие золото. Лес и богатство минеральных ресурсов и по сей день являются основными источниками доходов Принц-Джорджа. Двадцатый век добавил в эту разнопородную смесь жилку просвещения: в 1990 году в городе был открыт крупнейший образовательный центр севера Канады, университет Северной Британской Колумбии.

Официально городской статус Принц-Джорджа был учрежден 6 марта 1915 года. Город был назван в честь отпрыска британской королевской семьи принца Георга (1902-1942). Принц Георг был всеобщим любимцем, скандалистом, красавцем и пилотом военных самолетов. Он получил титул герцога Кентского, принял участие во Второй Мировой войне, где геройски погиб.
Принц Георг, герцог Кентский, разбил немало
женских и мужских сердец!
Сайт ВВС любопытно рассказывает о важном значении имени Джордж (по-русски, Георг) для британской королевской семьи и Британии (http://www.bbc.co.uk/news/magazine-23444082). Святой Георг считается покровителем Британии. В русской православной традиции этот святой чтится, как святой Георгий Победоносец, покровитель Москвы. Всего в Великобритании было шесть королей по имени Георг, и большинство из них оставили важный след в истории своей страны да и всего мира. Например, во время правления Георга Третьего (1738-1820) американские колонии Британии отделились от метрополии, и впоследствии породили США и Канаду. Георг Пятый (1865-1936) успешно провел Британию через Первую Мировую войну, активно помогая фронту, госпиталям и фабрикам.
Георг Пятый поразительно похож на своего
дальнего родственника царя Николая Второго
Георг Шестой (1895-1952) объявил стране по радио о войне с фашистской Германией 3-го сентября 1939 года, преодолев свое заикание. Ему посвящен популярный голливудский фильм «Король говорит». (Как этот личный подвиг монарха в тяжелый момент жизни своей страны отличается от трусости Сталина, который сбежал на дачу, узнав, что фашисты напали на СССР, и оставив народ без лидера, а войска без поддержки!)
Георг Шестой делает свою историческую речь по радио
Второе имя младенца Александр навевает воспоминания об Александре Великом-Завоевателе (потому что в истории Британии до сих пор не было королей по имени Александр). Наконец третье имя Луи напоминает нам о 17 королях Франции, которые имели родственные связи с царствующим ныне Домом Виндзоров, и все звались Луи. Также звали и дядю принца Вильяма, который был убит террористами ирландской республиканской армии.

Именами таких предков не стыдно назвать малыша!

Thursday 25 July 2013

Об "убыточности" современной монархии

"РБК daily" сообщает: Рождение королевского наследника принесет экономике Великобритании четверть миллиарда фунтов (http://rbcdaily.ru/world/562949988125440).

"Рождение наследника королевского престола даст экономике Великобритании дополнительный доход в размере 243 млн фунтов (380 млн долл.). По оценкам аналитиков, продажи сувениров, алкоголя, игрушек, книжек и дисков в стране окажутся в разы выше, чем во время празднований появления на свет принцев Уильяма и Гарри.

Королевская семья, самый узнаваемый бренд Великобритании, привлекающий в страну сотни тысяч туристов, в очередной раз приходит на помощь экономике островного государства. На этот раз на благо британцев постарался новорожденный Кембриджский принц, в честь которого многие фонтаны в Лондоне в течение недели будут подсвечены синим цветом, а газета The Sun даже сменила название своего сайта на The Son.

«В Великобритании не было такого ажиотажа, когда родились принц Уильям в 1982 году и принц Чарльз в 1948-м. Я думаю, нужно сказать спасибо Интернету», — пояснил CNBC главный редактор журнала Majesty Джо Литтл. По оценкам главы Центра исследования розничных продаж Джошуа Барнфилда, британцы потратят в три или четыре раза больше денег, чем на празднованиях рождения принцев Уильяма и Гарри.

Появление на свет наследника британской короны в первую очередь принесет доходы представителям розничной торговли, отмечает г-н Барнфилд. Так, 122 млн долл. получит экономика от продажи сувениров и игрушек в период с начала июля по конец августа. Еще 116 млн долл. потратят британцы и туристы на книги и DVD, посвященные рождению принца. Увеличатся траты жителей островного государства и на алкоголь. Продажи шампанского, по прогнозам, составят 3 млн бутылок. Кроме того, почти 5 млн человек отпразднуют рождение королевского отпрыска, выпив алкоголя на общую сумму 95 млн долл. и потратив на еду 38 млн. Планируется, что продажи товаров возрастут не только на территории самой Британии, но и за ее пределами, в США и странах Содружества, что принесет британским ритейлерам 56 млн долл.

Это уже не первый раз, когда королевская семья выступает в роли источника средств для госказны Великобритании. Так, свадьба родителей новорожденного принца Кейт Миддлтон и принца Уильяма в 2011 году привлекла десятки тысяч туристов, обеспечивших приток капитала в размере 357 млн долл. Больше всех на мероприятии заработали продуктовые ритейлеры, а именно 595 млн долл. Общая же сумма поступлений от свадьбы составила около 1 млрд долл. Правда, торжество негативно отразилось на темпах роста экономики, по­скольку день его проведения был объявлен выходным. В итоге из-за комплекса различных факторов экономика Великобритании выросла во втором квартале 2011 года по сравнению с предыдущим лишь на 0,2%.

«Рождение престолонаследника может дать экономике временный позитивный стимул в момент, когда начинает казаться, что она движется в правильном направлении», — отметил экономист IHS Говард Арчер. В первом квартале этого года рост ВВП составил 0,3%, в то время как в конце 2012 года было зафиксировано падение на 0,2%. Таким образом, у принца есть все шансы внести свой вклад в восстановление экономики уже с первых дней жизни".

Wednesday 24 July 2013

«Фестиваль фордовской "Двоечки" на Северо-Западе» (фоторепортаж)

В прошедшие выходные улицы Виктории заполонили старинные автомобили. В городе состоялся ежегодный фестиваль-шоу владельцев фордовской "Двоечки" со всей Северной Америки. Фордовская "Двоечка" (Deuce) - это автомобиль Форд производства 1932 года, считающийся культовой моделью среди автомобилистов-коллекционеров. В этом году на это событие собрались свыше 400 владельцев не только "Двоечек", но и других старинных авто. Зрелище было ярким, блестящим, многолюдным и очень душевным. Именно душевностью веет от этих красивых, ухоженных и таких несовременных машин.

У гостей я заметил калифорнийские и даже техасские номера. Это значит, что они были 3-5 дней в пути, чтобы приехать в Викторию. Авто должно быть крепким и надежным, чтобы преодолеть такой немалый путь к назначенному моменту. А впереди ведь еще путь обратно. Так что эти "Двоечки", "Хадсоны", "Корверы", "Понтиаки" и т.д. не только хорошо выглядят, но и должны быть вполне функциональными!

Я спрашивал у владельцев этих машин – обычно зажиточных американских и канадских пенсионеров – сколько стоит такая игрушка. Средняя цена составляет 50-60 тысяч долларов, чего может быть достаточно для покупки отличного новенького среднеразмерного шести-цилиндрового Форда. (Силовым шести-цилиндровым мотором оснащают мощные машины, которые предназначаются для долгих путешествий, нежели для езды по городу от светофора к светофору, где лучше всего иметь компактную четырех-цилиндровую машину).

Старинный же авто – это игрушка, дорогое хобби, на котором в магазин за продуктами не поедешь. Нынешняя высокая стоимость бензина ($1.42 за литр!) для владельца такого автомобиля – самый минимальный расход. Авто типа "Форд Роудстер" 1932 года производства нужен владельцу не для решения повседневных транспортных задач и экономии топлива, а для другого: отвести душу, узнать все что можно узнать о предмете коллекционирования, покрасоваться на центральных улицах города в хорошую погоду, да пообщаться с другими колекционерами!
Следующее местное событие в викторианских традициях - Третья ежегодная демонстрация и прогулка владельцев старинных велосипедов "В твиде на велосипеде" 28 сентября 2013 года!
Внутри у некоторых машин современная начинка
(это внутренняя отделка верхнего авто)


Некоторые автомобили напоминают советские модели,
хотя скорее советские авто-конструкторы воспользовались
идеями американских коллег, чем наоборот







Единственная неблестящая "двоечка" события!








Лимузин - роскошь дня сегодняшнего,
Старинный авто - роскошь навсегда!

Tuesday 23 July 2013

Монархист во мне опять ликует!


Июль в истории британской и российской королевских семей – месяц неоднозначный. 17 июля 1918 года в Екатеринбурге красные комиссары расстреляли семью Николая Второго и его жены Александры Федоровны, которая приходилась внучкой британской королеве Виктории. Зверски убиты были также и верные слуги царской семьи.

Девяносто пять лет спустя 22 июля 2013 года у пра-пра-правнука королевы Виктории Принца Вильяма и Кейт Миддлтон родился сын.

По этому радостному поводу в главной гостинице Виктории «Императрице» была торжественно открыта для публики книга поздравлений королевской семье с нововрожденным. В этот же день я вписал туда свое «Поздравляю!». Поздравлений было уже свыше тысячи и – судя по тексту – не только от монархистов. В одном из поздравлений было написано: «В мире немного событий, которые нас всех объединяют. Чаще всего это катастрофы и теракты, то есть печальные события. Рождение Вашего сына дает нам счастливый повод вместе порадоваться. Поздравляю Вас! Ко мне присоединяются многие мои друзья из Нью-Брансвика [канадской провинции на противоположном атлантическом берегу]!»

Свои поздравления по случаю рождения сына у принца Вильяма и Кейт Миддлтон можно направить из любой страны мира по следующему адресу. Сайт Монархистской Лиги Канады (http://www.monarchist.ca/) советует отправлять открытки, а не письма в конверте. Адресовать открытку следует так: «Ваши Королевские Величества» или «Дорогой Вильям и Кэтрин»

Their Royal Highnesses the Duke and Duchess of Cambridge
Clarence House
London SW1A 1BA
United Kingdom

А вот любопытная информация с сайта Монархической Лиги Канады. В ней даются практические советы по «продвижению» института монархии в обществе. Мне приятно было отметить, что я выполняю некоторые из этих советов!

Что может делать современный канадский монархист, чтобы поддержать монархию в Канаде:

-Писать в блоги, газеты, журналы, местным и федеральным политикам в поддержку монархии в Канаде.
-Помогать школам разрабатывать информированные программы о монархии для детей, участвовать в их внедрении.
-Вспоминать королеву и королевскую семью в молитвах, попросить своего пастыря делать это на всеобщей молитве в церкви.
-Самому петь и настаивать на том, чтобы монархический гимн «Боже Царя храни» исполнялся вместе с гимном Канады «О, Канада»
-Использовать почтовые марки с изображением королевы Елизаветы Второй в своей почтовой корреспонденции.
-Предлагать называть улицы, исторические дома и памятники именами членов Королевской семьи, помогать следить за хорошим состоянием этих памятников.
-Держать дома и демонстрировать в публичных местах оформленный в рамку портрет царствующего монарха, или Королевы Виктории, или Королевы Елизаветы Второй.
-Предлагать благотворительным организациям добровольную помощь или дары в честь Королевской семьи.
-Делать все, что возможно, чтобы напоминать обществу о монархии и ее важной роли в жизни Канады.

Sunday 21 July 2013

Медведь и пчелы

Илл. из книги В.П. Авенариуса "Сказка о пчеле-мохнатке"
Повадился медведь медок пчелиный воровать.
Медведю ведь не привыкать порядок леса нарушать.
А тут уж как ему порядок не нарушить –
медка так хочется покушать!
Залезет в улей и ну давай
Сот сладкий лапой доставать,
Пчелу без пищи зимней оставлять.
Но косолапому на это наплевать!
Узнали пчелы леса о такой напасти -
Гудят  тревожно: надо ж мед спасти!
На сбор слетелись обсудить,
Что делать, и как им дальше жить.
Сказала мудрая пчела:
«Напомнить про закон необходимо!
Медведь малину может есть иль рыбину поймать.
А коль еды ему не хватит, то не грех
и лапу пососать.
Медведям на земле и в небе характерна
Должна быть красота и стать.
Коль силу им дала природа-мать.
А маленьких нельзя им обижать!
Послать гонца нам следует сегодня,
Чтоб косолапому напомнить о законе!"
Медведю тонкий тот намек был невдомек.
«Какой такой закон!» – взревел в ответ он -
«Я главный тут, Чего я захочу,
то в пасть тащу. Вот мой закон!»
И снова взялся за свое,
Разрушил несколько ульёв.
У пчел опять свой сход.
«Не действует закон!» – кричат теперь -
«Пора поднять зверей!
Ведь завтра может он задрать
лося, бобра и даже волка!
Сожрать любую гадость с голодухи
Ему недолго!
Коль он сильней зверей такого толка.
Вот выйдем на него мы всей гурьбой лесной,
Отучим вора мед таскать чужой!
Ведь это выгодней всему большому лесу!
А мы малы – как нам зверюгу обуздать?
Пчела конечно дурня жалить может больно,
Однако для пчелы смертельно
В нем жало потерять.
И так опасно то довольно
протест открытый замышлять.
Мы улететь в соседний можем лес
И рассказать там о медвежьих выкрутасах,
Чтоб осудила вора
ООН, ОБСЕ иль даже НАСА!"
"Но вот зачем лезть на рожон? - пчелиный рой спросил,
"Ведь махом он одним убьет с десяток наших сил.
Страдаем тут не только мы, но и другие звери.
Мудрее будет если,
Опасность мы на всех разделим!»
Постановили: в же-же кричать о зверствах мишки
Авось пчелы жужжанье кто-нибудь услышит.
И поднимать лесной народ на супостата,
Поскольку завтра может он любого
Сожрать, и даже без салата.
Но зверь в лесу какой-то был ленивый,
И тугоухий и строптивый.
Никак он не хотел послушать пчел
И внять их предостереженью,
Чтоб избежать медведя преступленье.
Всяк занят делом срочным, недосуг!
Бобр зуб сломал, у лося вырос рог,
у волка родились... лисята!
Барсук повесил что-то там на сук
И тихо танцует вокруг!
Кабан – так тот вообще не просыхает на болоте.
А заяц косоглазый всем сказал,
что мед не ест, и в поле ускакал.
Ну как с такими о законе толковать.
Нейдет народ за правду постоять!
Своих ошибок он не понимает
И глубоко морально пропадает.
у каждого своя нора и каждый в ней готов
лишь спать.
«Ведь это будет взрыв! Ведь завтра будет кровь!» -
жужжит пчела -
«Война всех против всех, сказал так Гоббс-мудрец,
Опомнитесь, иль завтра всем... конец!
И Пушкин бунтом нам грозил
Бессмысленным и беспощадным,
Чтоб всем молчать здесь было неповадно.
Но все же лес молчит, и каждый занят делом.
Вот заяц пробежал, сочувственно вздохнул.
и тут же улизнул.
Да, мысль грозна и тяжела,
но не поднимет лес она.
Что делать, пчелы снова собрались
Поспорить координационно
Жужжат куда как возбужденно.
Медведь то услыхал.
Где пчелы, там и мед – такой он вывод сделал.
От жадности совсем уж озверев
И крайне обнаглев,
Надеясь на свою медвежью силу.
Он к пчелам враз полез.
По ходу дела шлепнул пару пчел, чтоб береглись.
Рычит: «Навально удальцов и урлашов,
И многодетных офицеров. Разойдись!»
Пчелиный рой кипит, на смерть идти готовы.
От гнусного вторжения такого.
Пчела мохнатая кричит "Держись!"
И мишке прямо в глаз вонзилась больно.
Теряет она жало, а с ним и жизнь,
Чтоб вору жить не так привольно.
Медведь ревет и морду в кровь дерет.
Ослеп, не видит ничего,
ох как ужалили болезненно его!
Лупцует воздух лапами и крутится вокруг.
Но враг как облако летает,
Где был секунду прежде, там уж нет,
И жалит, жалит, жалит!
Тут мишка ошалел, попятился, упал,
И кувырком
Помчался напролом сквозь бурелом!
Не видя ничего залез он в гать гнилую
и там пропал.
А может в лес соседний убежал.
Здесь больше ничего о воре-мишке
Никто и не слыхал.
Живет теперь пчела спокойно,
Порядок утвержден, есть мед.
Жизнь мирная в лесу идет.
А звери только подивились,
Ту битву видев издаля.
Зверью ведь все равно,
кто главный,
у них своих проблем полно.
*************
Мораль той басни такова:
Остановить тирана и ворюгу
Нельзя, чужим воспользовшись трудом.
Не прикрывай свой зад народом,
И не рисуй ему ты катастрофы,
Не объясняй, что завтра будет плохо.
Народ живет своим календарем,
вернее выживает.
и нечего пугать его ворьем.
Что ему делать - лучше он то знает.
Поди и скинь тирана сам.
Ответственность возьми ты на себя, и действуй смело.
Тиран труслив и слаб, он пропадет.
Ему на помощь вряд ли кто придет.
Народ же будет с тем, кто власть возмет.
Коль это надо сделать, ты и делай!

Friday 19 July 2013

Об общепланетном флэш-мобе "Улыбнись Кассини"

Вот так должна выглядеть фотография флэш-моба (компьютерная симуляция)
Помимо драматических событий, происходящих в России в эти дни (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_18.html), сегодня было еще одно довольно уникальное событие – в этот раз, общепланетного масштаба. Все жители Земли были приглашены НАСА на флэш-моб под условным названием «Улыбнись Кассини».

Кассини – это название искусственного спутника, который исследует Сатурн, его атмосферу, кольца и луны, вращаясь вокруг него. Кассини вошел в орбиту Сатурна в 2004 году и с тех пор сделал несколько сотен тысяч снимков этой удивительной планеты и ее колец. Единственное, что ему пока не удавалось сделать – сфотографировать Землю, из-за опасности повредить чувствительную фото-аппаратуру мощнейшими солнечными лучами. Сегодня Сатурн заслонил собой Солнце, а Земля была как раз в пределе видимости Кассини. В НАСА было решено воспользоваться моментом, и в назначенное время в течение двадцати минут Кассини фотографировал Землю и Сатурн. С орбиты Сатурна Земля выглядит всего лишь голубой яркой звездой, тогда как сам Сатурн виден во всем своем великолепии. Всем жителям Земли предлагалось выйти на улицу в этот промежуток времени и помахать в сторону Сатурна. Таким образом можно будет смело утверждать, что участники общепланетного флэш-моба фактически присутствуют на редких фотографиях из космоса, хотя они и сделаны с расстояния в 1,44 миллиарда километров от Земли. Поэтому для этой фотографии можно было и не причесываться!

Первоначально было объявлено, что снимки будут делаться с 23:27 по 23:42 по местному времени в четверг 18-го июля. Я героически читал в кровати до этого момента, борясь со сном, и в назначенное время вышел на улицу и помахал вверх. Небо было поразительно чистое и звездное. К сожалению из соседей никто больше во флэшмобе не участвовал, хотя я уверен, по всему миру участников должно быть довольно много. Кроме того, многие просто об этом ничего не слыхали (мне самому об этом рассказал увлеченный астрономией коллега, а то бы я тоже это событие пропустил).

Сегодня я попытался узнать, как флэшмоб прошел в мире и неожиданно обнаружил ошибку в первоначальном информационном сообщении (http://www.cbc.ca/news/technology/story/2013/07/18/sci-wave-at-saturn-cassini.html)
Дотошные редакторы новостного сайта сообщили, что фото-сессия на самом деле произойдет в 14:27 в пятницу 19 июля, а не в 23:27 в четверг 18 июля, как было объявлено ранее. Выходит, зря я не спал!
Сатурн был заслонен надстройкой на крыше моего офиса
В назначенное время я все же сделал небольшой перерыв в работе, чтобы заняться астрономическими наблюдениями. Так получается, что наблюдаю за планетами я уже во второй раз из офиса. Предыдущий раз я глядел на Венеру, о чем написал статью с классным названием "О небесных эфемеридах и загадочном пупыре" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/06/blog-post.html). В этот раз я поднялся на крышу офисного здания и помахал в направлении Сатурна. Умненький айфон подсказал, где в этот момент он находился. На фото также видны два искусственных спутника в этом направлении.

Все-таки, поразительная планета Сатурн! Ее стильные и красивые кольца доказывают, что Создателю присуще отличное чувство формы и пропорции!

Thursday 18 July 2013

Об обвинительном приговоре Навальному и Офицерову

18 июля 2013 г., 21:23 по моск. времени. Москва, угол Тверской и Моховой.
День оглашения приговора Навальному и реакция народа на приговор
Обвинительный приговор невиновным Навальному и Офицерову (5 и 4 года колонии общего режима соответственно) в очередной раз обнажил отвратительную морду тиранического путинского режима. Детали этого несправедливого процесса и все сделанные судом нарушения хорошо описаны в недавней статье Владислава Наганова (http://naganoff.livejournal.com/106444.html). Он же высказывает мысль, что «теперь революция в России неизбежна». Беспорядки в центре Москвы, начавшиеся после оглашения приговора, показывают, что многих, как и меня, новость об обвинительном приговоре невиновным людям и кормильцам больших семей ошарашила и разозлила. Хотя казалось бы, после обвинительного приговора Пусси Райот удивляться жестокости правящего в России режима не приходится.

Организованного массового протеста в России не будет. Опросы показывают, что о Навальном слыхали немногие в России, о его деятельности еще меньше, а поддерживают его еще меньше народа. Эксперт Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич (http://inopressa.ru/article/01May2013/fraktuell/opposition.html) оценивает ситуацию таким образом: Путина так или иначе поддерживают 60-70% населения России, которые собрали бы Кавказ (6%), бюджетники и провинция (38%), жители средних промышленных городов, работающие на экономически неэффективных мероприятиях, таких как "Уралвагонзавод" (25%).

Подавляя недовольство активной, то есть очень малой части 30-40% критически настроенного населения, путинский режим затыкает последние дырки на кипящем котле по имени Россия. Протест не слился и не исчез, он нарастает. Те, кто сейчас выступают против Путина – это образованные и интеллигентные люди, которые смогли бы оставить у необходимых изменений в стране человеческое лицо. Если их всех заставить замолчать, то протест когда-нибудь примет форму уродливого взрыва, какой он принял в Пугачеве.

Может быть до взрыва всей стране еще далеко. Однако вот как живут люди в Пугачеве, и как будут жить все 60-70%, которые голосуют за Путина через пару-тройку лет, и вот что они будут чувствовать. О том, к чему такая жизнь привела, мы все знаем. Текст взят у http://kungurov.livejournal.com/63237.html

«А теперь, как водится, расскажу об истинной причине пугачевского бунта, которая так проста, что проще некуда. Средняя зарплата в городе - 9,2 тысячи рублей. При этом следует учитывать, что работа есть далеко не у всех. Раньше в городе "работали несколько машиностроительных предприятий, выпускавших оборудование для птицеводческой отрасли и мелиорации, завод железобетонных изделий, строительный трест, консервный, мукомольный, ликероводочный комбинаты. Сейчас, по словам горожан, дышат только кирпичный и молочный заводы. Расформирован вертолетный полк. По подсчетам региональной Общественной палаты, с ним исчезли около тысячи рабочих мест для вольнонаемного персонала, а взамен в городе остались несколько сотен уволенных из армии вертолетчиков».

Разумеется, коммунальное хозяйство города находится в глубокой жопе, горячей воды нет вообще, с холодной водой перебои, местные дороги больше напоминают полосы препятствий на случай внезапной агрессии НАТО. Возможно, в городе даже коррупции почти нет, потому что местный бюджет настолько нищий, что воровать нечего, а местное население бедно настолько, что не способно платить взятки в принципе. Какие перспективы у горожан? Собственно, никаких. Если ты здесь родился - так тут и подохнешь. Выучиться и выбиться в люди могут лишь те, у кого есть деньги, чтобы уехать из города. А к услугам неплатежеспособного населения лишь пара ПТУ, окончив которые работы по специальности все равно не получишь.

Пугачевцы, как и все прочие россиянцы, смотрят зомбоящик, где им уже второй десяток лет рассказывают про то, что Россия встает с колен. Они верят, голосуют за Путена (64%), едирастов (50%) и надеются, что процесс вставания с колен скоро начнется и в их задрипаном городке. Однако обещанное счастье все никак не приходит. И появляется скрытое недовольство. Недовольство растет, уже и водкой его не зальешь. Наконец, недовольство перерастает в ненависть, а объекта ненависти нет, как нет и повода для выпуска пара. Ну, в самом деле, кто виноват, что они тут обнищали, сбичевались, спились и отупели. Путен? Дык сами же его и выбирали, причем не один раз. Выходит, сами виноваты? Стоп, стоп, об этом тсс-с-с!.. Потому что такого быть не может по определению. Всегда виноват кто-то другой - алкаш Ельцин, жЫды, Сталин, мировая закулиса, чечены… О, вот и виновник всех бед - во всем виноваты проклятые чечены, которые понаехали тут в количестве 80 рыл, да еще 12 без регистрации проживают, суки! Дальше все известно»

Wednesday 17 July 2013

О французских корнях Буратино (ко Дню Взятия Бастилии)

Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830)
Мальчишка рядом со Свободой мог быть прообразом Буратино!
«Погодите, погодите!» – скажет любой начитанный россиянин. «У всеми нами любимой сказки про Буратино имеются итальянские корни, ведь она представляет из себя перевод Алексея Толстого истории про деревянную куклу Пиноккио, которую написал итальянец Карло Коллоди».

Перевод, да не тот! Сказка «Золотой Ключик или Приключения Буратино» была опубликована Алексеем Толстым в 1936 году. Основой для нее действительно послужила сказка Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», опубликованная в 1883 году в Риме. Однако Толстой подверг сказку Коллоди такой серьезной литературной обработке, убрав морализаторство и «поучительные сентенции» и добавив новых героев, веселья и авантюризма, что впору говорить даже об оригинальности сказки Толстого, а не о ее переводе.

Известно, что у сказки А.Толстого имеются российские корни. Подробно о них написано в любопытной статье «Кто был прототипом Буратино?» на веб-странице http://opoccuu.com/280211-2.htm. Согласно этой статье Толстой вывел в своей сказке карикатуры на известнейших российских художников Серебряного Века. Так, например, старый шарманщик Папа Карло, в хижине которого находится дверь в настоящий театр – очень похож на великого режиссера Константина Станиславского. Доктор кукольных наук, хозяин кукольного театра Карабас Барабас – другой театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Плетка-семихвостка с которой Карабас не расстается – маузер, который Мейерхольд стал носить после революции, и который, бывало, клал перед собой во время репетиций. В театре Барабаса царят диктатура и принуждение, да и Мейерхольд, по свидетельствам современников, обращался с актерами, как с марионетками. Помощник Карабаса Дуремар – помощник Мейерхольда по театру и куртуазный маньерист Владимир Соловьев (псевдоним Вольдемар Люсциниус). Буратино – Максим Горький, итальянская сосна на которую взобрался Буратино в минуту опасности и с вершины которой "запищал и завыл во всю глотку" - итальянский остров Капри на который Горький эмигрировал после революции. Мальвина – актриса МХАТа Мария Андреева, которая была любовницей Горького-Буратино. Андреева была из образованнейшей театральной семьи, чего нельзя сказать о Горьком. Едкий Толстой вставил в свою сказку эпизод когда Мальвина обучает недотепу-Буратино грамоте. Особенно дал волю своему сарказму Толстой создавая образ несчастного поэта Пьеро – этого героя у Коллоди совсем нет. Пьеро – это довольно едкая сатира на Александра Блока. Пьеро сочиняет жалостливые стихи, которые пародируют блоковскую поэзию.
Ну чем Мария Андреева не Мальвина!
Возможно Горький действительно делит какие-то свои черты с Буратино, что однако довольно сложно представить, стоит лишь вспомнить образ революционного «буревестника» Горького и мало чем на него похожего проказника Буратино. Для меня это сравнение прозвучало недостаточно убедительно. Чтобы найти более правдоподобный ответ на вопрос о прототипе Буратино, необходимо обратиться к французской литературе, и в частности к великому роману «Отверженные» В.Гюго.

Этот роман упомянут здесь неслучайно. Алексей Толстой любил его и обращался к нему за вдохновением, когда писал «Золотой Ключик или Приключения Буратино». Оттуда, например, он почерпнул основу, из которой создал незабываемых Кота Базилио и Лису Алису – опустившихся и морально разложившихся, но и весьма смешных мошенников из сказки про Буратино. Их прообразами была семейка Тенардье, нечистых на руку хозяев постоялого двора, а впоследствии мелких воров. В романе Гюго они одни из самых неприятных персонажей, которые очень плохо обходились с маленькой Козеттой, вверенной им на содержание бедной Фантиной – одевали ее в лохмотья, били и заставляли тяжело трудиться. Толстой был проницательным писателем, и он придал комичности «российской версии» семейки Тенардье. Благодаря этой комичности Кот Базилио и Лиса Алиса стали такими популярными героями, ведь дети вряд ли смогли бы воспринять и понять жестокость и коварность французских прототипов.

Сайт Likeness.ru, посвященный забавным сходствам, отметил внешнюю похожесть героев Гюго и Толстого

В романе Гюго необходимо искать и того, кто стал прообразом Буратино. Знаменитый мюзикл, одной из музыкальных жемчужин которого является песня Тенардье http://www.youtube.com/watch?v=w08JqN2qf34, для этого исследования подходит плохо, потому что его создатели изменили или опустили некоторые важные детали из первоисточника. Такими деталями, например, являеются дети Тенардье. Согласно роману, у мсье и мадам Тенардье была не одна дочь Эпонина, оставленная в мюзикле, а целых пять детей! Следующие строчки из куплета мадам Тенардье в отношении своего мужа «Думает, что он / монстр половой / видно там не все в порядке с головой» тоже явно не имеют под собой литературного основания!

Одним из детей Тенардье был обаятельный мальчуган Гаврош, сражавшийся в романе вместе со сторонниками генерала Ламарка на баррикадах в 1832 году – еще одна гениальная находка Гюго. Гаврош, на которого в детстве меня призывали равняться мои советские учителя, в книге был жизнерадостным, дерзким на язык, пронырливым и одновременно храбрым и отзывчивым парижским бездомным сорванцом. Он собирал патроны для повстанцев на баррикадах и погиб от выстрела солдата Национальной Гвардии. Считается, что Гюго создал этот образ на основе образа мальчишки, который спровождает Свободу, ведущую народ, на знаменитой картине Эжена Делакруа (1830 год). Гаврош гораздо больше похож на Буратино, чем Максим Горький!
"Гаврош", илл. Эмиля Баярда
Тут возникает любопытная и весьма шокирующая связь. Итак, Толстой использовал роман «Отверженные» для создания своих героев. Оттуда он «взял» своих Кота Базилио и Лису Алису, придав комичности прообразам – семейке Тенардье. Оттуда он скорее всего «взял» и Буратино, который все-таки был не «буревестником» типа Горького, а озорным и смелым мальчишкой вроде Гавроша. Если Гаврош был сыном мадам и мсье Тенардье в романе, то получается что... Кот Базилио и Лиса Алиса могли быть родителями Буратино?!

В своей сказке Толстой конечно не имел этого в виду, однако он несомненно создал особую связь между Буратино и Котом Базилио с Лисой Алисой. Они преследуют Буратино на протяжение всей сказки, и нельзя это объяснить только пятью золотыми, которые они хотели украсть у неопытного мальчишки. Далее, волшебное полено появилось у Папы Карло неизвестно откуда. Скорее всего ему его подбросили. Такая гадость вполне могла быть делом рук Лисы Алисы и Кота Базилио. И кого вообще могли произвести на свет лиса и кот? Стал ли Буратино в конце сказки человеком, как у Коллоди, или так и остался «антропоморфным дендромутантом»? На эти и другие вопросы еще предстоит ответить исследователям будущего!