Monday, 30 September 2013

Как я борюсь с сидячим образом жизни

Сидячий образ жизни убивает. Об этом говорят следующие сухие и страшные факты:

Болезням сердца подвержено в два раза больше людей с сидячим, чем со стоячим образом жизни.

Как только мы садимся, электрические импульсы в мускулах ног прекращаются. Сжигание калорий снижается до единицы в минуту. Количество энзимов - ферментов, помогающих нашему телу расщепить жир – падает на 90%.

Через два часа сидения уровень хорошего холестерина в теле падает на 20%.

Тот, кто сидит больше шести часов в день, имеет на 40% выше шансы умереть в течение 15 лет, нежели тот, кто сидит меньше трех часов в день. Это страшное правило работает даже в том случае, если тот, кто сидит больше шести часов в день, занимается упражнениями.

Сидячий образ жизни понижает эффективность инсулина на 25%, таким образом повышая риск диабета на 25%.

В среднем человек проводит в день 9,3 часов сидя. Это даже больше, чем мы в среднем спим (7,7 часов).

Встань с дивана и выключи телевизор!

Причина этого ужасающего положения дел кроется конечно в современном «высоком» и «удобном» образе жизни: не имея необходимости вставать, мы проводим много времени сидя. Мы смотрим телевизор, читаем книги, работаем за компьютером, общаемся - и все это происходит сидя. Еще 50 лет назад такое нельзя было себе представить, поскольку только очень немногие могли заработать себе на жизнь не вставая со своего места. Сегодня компьютеры проникли везде, и с ними – сидячий и убийственный образ жизни.

Ученые призывают всех больше двигаться. Если у кого-то сидячая работа, как у меня, необходимо как можно чаще вставать и ходить: в туалет ли, потянуться или попить, просто пройти по коридору или по лестнице, выйти на улицу подышать свежим воздухом и т.д. Некоторые мои коллеги поднимают столы, чтобы работать стоя. Лозунг «Движение это жизнь» («Sitting Kills, While Moving Heals») стал очень насущным и важным сегодня.

Я пытаюсь бороться с проблемой сидячего образа жизни, но знаю, что пока эту борьбу я проигрываю. Частые бессонные ночи тому печальное доказательство. Каждый свой рабочий перерыв я провожу стоя или в движении, встаю и во время работы. Диваны, кресла и стулья притягивают к себе и по вечерам. Кажется, вот сейчас посидишь и отдохнешь от рабочих стрессов. Но не тут-то было: сидение в утопающей кушетке с бокалом вина не приносит удовольствия, телу не нужна очередная порция сидения, даже и очень удобного. Поэтому дома я обычно стою, даже если все уселись за стол поужинать. Не смотрю и телевизор по вечерам: кроме того, что тело не отдыхает, заснуть позже мешают и яркие картинки перед глазами. Для меня полезнее всего по вечерам легкие часовые прогулки на свежем воздухе, неторопливое плавание – после них мой сон выравнивается.

Но наутро все начинается снова, и битва не на жизнь, а на смерть – как доказывают факты – продолжается. Буду думать о новых эффективных способах борьбы с сидячим образом жизни!

Friday, 27 September 2013

О 22 псалме

Здесь и далее - иллюстрации канадского художника
Реголо Риччи из книги "Господь - Пастырь мой"
В одной книге я вычитал весьма понятную метафору содержания Ветхого Завета. Ветхий Завет это дом, в основании которого лежит моральный Закон (Десять Заповедей Моисеевых, определяющих, как людям жить друг с другом). Закон, или Тора, изложен в Пятикнижии Моисеевом (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Стенами дома являются пророчества о будущем Мессии (все книги от Иисуса Навина до Малахии). Крышей же ветхозаветного дома являются Писания – все книги, начиная от Иова и до окончания Ветхого Завета. В Писания включен и Псалтырь, состоящий из 151 псалма (по греческой классификации). 22-ой псалом является наверное самым популярным псалмом из всех остальных, и его, в продолжение духа метафоры, можно назвать коньком ветхозаветного дома.

"Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим..."
22 псалом очень короткий и красивый. Он доходчиво объясняет суть близких отношений между Богом и людьми: Бог – это Пастырь, а люди – его овцы, и как пастырь заботится о своих овцах, так и Бог заботится о нас. 22 псалом производит на меня впечатление почти поэзии в современном понимании этого слова, то есть образного рифмованного текста с внутренним размером. Чтобы довести это «почти» до «совсем» я предпринял попытку поэтического переложения этого псалма. Я постарался внести минимум изменений в канонический текст, который я разместил в подписях к иллюстрациям этой статьи.

"...подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего..."
1. Господь для нас наш верный Пастырь
Ни в чем не будем с Ним нуждаться.
2. На злачных пажитях покоит
И к водам тихим нас Он водит.
3. Мою Он душу подкрепляет,
На стези правды наставляет
За ради Имя Своего.
4. Пойти тропой долины смертной
Не смогут овцы без Него.
И посох крепкий, жезл железный
Покой дадут рабам Его.
5. Ты приготовил предо мною
Еду в виду моих врагов,
Елеем голову умастил,
Наполнил чашу до краев.
6. Так будет нас сопровождать
Твоя любовь и благодать,
И с милостью пребуду я
В Господнем Доме навсегда.

"...Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла,
потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня..."
Я далеко не первый из тех, кому пришло в голову переложить этот красивый и важный текст на стихи. В Интернете можно найти и другие переводы, например здесь: http://www.stihi.ru/2012/06/03/7843

В чем же сила этого псалма и причина его популярности среди верующих?

"...Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена..."
Он очень емкий и рассказывает всего в нескольких строках историю жизни любого человека со всеми испытаниями и невзгодами, которые нам выпадают. В то же самое время посыл этого псалма полон надежды и покоя. Он говорит нам о том, что все трудности жизни преодолимы с Божьей помощью. Этот псалом подобен хорошей детской сказке, которая одновременно слегка пугает, но хорошо заканчивается и способствует крепкому сну ребенка.

Этот псалом очень поэтичный и короткий, и его легко запомнить - в отличие от многих других, которые гораздо длиннее и сложнее для запоминания, например псалом 17, 77 или 118.

Он содержит яркую и понятную метафору пастыря и овец, которая объясняет смысл наших отношений с Богом и Его постоянную заботу о нас.
"...Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем многие дни."
22-ому псалму посвящено много религиозной и научной литературы – этот короткий кусочек Ветхого Завета исследован и обсужден возможно лучше всего остального Завета. О нем написаны книги. Одну из них я сейчас читаю. Она называется «Взгляд пастыря на 22 псалом». В ней бывший пастух а ныне религиозный деятель делится своими любопытными мыслями по поводу содержания псалма и конкретно по поводу тонкостей хорошего и плохого ухода за овцами. В его книге имеется множество удивительных профессиональных откровений, например о том, как сложно любому пастуху заставить овец «покоиться», поскольку им угрожает так много опасностей (хищников, паразитов, внутристадного «трения» и соперничества и т.д.). Узнав об этих деталях начинаешь лучше понимать, какой огромный объем Божьей работы требуется для того, чтобы человек просто хорошо чувствовал себя, и начинаешь выше ценить Его заботу о нас.

Thursday, 26 September 2013

Новости с театральных подмостков: пьеса "Человек"

Постер пьесы
Репетиции средневековой пьесы «Человек», в которой я играю главную роль Человека, в самом разгаре. (О сюжете пьесы я писал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_23.html). Декорации и костюмы почти готовы, прошло много репетиций. Поразительно, что все эти значительные усилия делаются добровольцами, в случае с пьесой – на 99% процентов канадцами. Единственный русский в театральной команде это я. Однако русская часть прихода подхватила кулинарную часть этого проекта, который полностью называется «Чай и пьеса «Человек»: пьеса будет сопровождаться чаепитием, за которое и будут отвечать русские прихожане.

Во всем этом проекте, как в маленькой модели мира, проявились сильные и слабые черты западной и российской культуры: русская еда вкуснее канадской, а канадское шоу и его организация – лучше русского. Русские всегда знали толк в еде, но были плохими организаторами. Американец или канадец умеет хорошо организовать дело, в том числе и бесплатное, но ест всякую дрянь и готовить не любит. Такая картина мира мне лично хорошо знакома, хотя она весьма усреднена: когда русские очень чего-то хотят, у них бывают поразительные прорывы. К такому прорыву, например, можно отнести организацию эффективной работы 14000 добровольцев оппозиционного штаба Алексея Навального во время подготовки к выборам московского мэра.

Друзья говорили, что им очень интересно узнать о «закулисье», то есть о том, как возникает пьеса, что конкретно происходит во время репетиций, каковы мои актерские впечатления, и как создается "магия театра". Конечно любая театральная продукция – это результат труда многих людей кроме режиссера, актеров, декораторов и костюмеров. В пьесе важно и освещение, и звуковое оформление, кто-то должен подсказывать актерам их строчки во время репетиций, ставить танцы, песни, записывать физическое положение актеров во время сцен, создавать и распространять рекламную продукцию, распространять и продавать билеты и т.д.

Для меня как для актера одна из самых чудесных вещей, которые происходят во время репетиций, это наблюдать за рождением характера на сцене.

Особенно отчетливо это происходит с непрофессиональными актерами. Приходит такой человек на репетицию, в своей повседневной реальности не имея никакого отношения к театру. Этот человек работает продавцом или учителем, или сидит за компьютером. И вот этому человеку режиссер дает в руки роль и говорит: «Играй!» Непрофессиональный актер читает эту роль, как он обычно привык это делать, то есть совсем нетеатрально. Это производит впечатление какой-то плоской безликой заготовки, что-то типа куска камня. Режиссер же берет эту заготовку и начинает «развивать характер» с помощью доступных ему инструментов, то есть призывая на помощь жизненные примеры, создавая образы, требуя. Таким образом он «выбивает» из этой заготовки облик героя, отсекая от камня все лишнее. Попрактиковавшись, глядишь, этот продавец или учитель раскрепощается, сбрасывает с себя свою повседневную личину, начинает преображаться в своего героя.

Вот эта перемена от безликого «слепого чтения» в какой-то особый характерный облик, производит на меня сильное впечатление.

Человек же с актерским опытом или с пониманием того, что от него требуется, придет на репетицию не безликой заготовкой. Он подумает дома и принесет с собой какой-то характер. В этом случае режиссер-постановщик меняет предлагаемую форму согласно своему видению пьесы. Актер может думать, что его роль комична или похожа на фарс, а режиссеру нужно, чтобы она была трагична (это – мой случай). И начинает режиссер как из пластилина вылеплять то, что ему нужно. Чем мягче и податливее пластилин, тем легче работается режиссеру, и тем точнее он может реализовать свое видение героя. Соответственно и актер велик тот, кто без труда может изобразить убедительно все, что от него требует режиссер, будь то смешное или трагичное, привлекательное или отвратительное, а также весь спектр эмоций начиная от заразительного смеха и заканчивая плачем с настоящими слезами.

Вот эта обработка режиссером твердых и мягких человеческих материалов и происходит за кулисами. Режиссерский уровень проявляется в том, насколько четко он видит пьесу, насколько хорошо он умеет создать из актера характер по своему желанию, и насколько понятно он может сообщить свои пожелания всему остальному составу труппы.

Когда же все начинает работать, возникает магия театра: пьеса завладевает вниманием зрителя, актеры начинают управлять этим вниманием, заставляя зрителя смеяться или переживать, как того требует развитие фабулы. Я видел со сцены преобразившиеся лица зрителей, сознание которых переносится из повседневности в нереальный мир пьесы. Чувство власти театра над зрителем приносит всей труппе наибольшее удовлетворение, ощущение отсутствия этой власти приносит глубокое разочарование. Чем сильнее эмоциональное вовлечение зрителя в пьесу, тем пьеса успешнее. Обратная связь со зрителем очень важна для всей театральной труппы, она с нетерпением ждет реакцию зала и активно ее обсуждает.

Tuesday, 24 September 2013

Держись, Надя!

Что за страна такая, Россия – вечно умудряется испортить настроение! Хочется писать об удивительных и поразительных вещах, о которых по-русски никто еще ничего не написал, хочется публиковать красивые иллюстрации, которые радуют глаз, хочется полета душевного! А тут на тебе – приходит очередная отвратительная новость о том, что Надежда Толоконникова, мать малого ребенка и несправедливо осужденная на два года, объявила голодовку из-за ужасных условий труда в Мордовской колонии, где она сидит. После такого сообщения руки опускаются, и смысл о чем-либо писать исчезает. Полет мысли прерван, настроение испорчено. Как можно писать о пчелокалипсисе или о биохакинге, когда на твоих глазах танк российской власти убивает невинного человека? И такое происходит с регулярностью как минимум раз в месяц: то в России кто-то умер из-за того, что его менты изнасиловали бутылкой, то в России сажают ни в чем неповинных людей, больных или отцов больших семейств по абсолютно сфабрикованным делам, то происходят катастрофы, на которые властям абсолютно плевать и т.д.

Вся эта путинская «рутина» убивает и калечит не только непосредственные жертвы, но и все человеческое в тех, кто физически не был затронут очередной трагедией, но с чувством приязни к великой культуре вынужден наблюдать всю эту грязь со стороны, не имея возможности как-то ее исправить. Остается только надеяться и молиться за то, чтобы у путинских сатрапов как обычно в сложной ситуации "очко сыграет", и они выполнят требования всемирно известной политзаключенной и оставят ее в живых. Что конечно и случится, но как это обычно водится в России - только после еще одного разрушительного удара по чувствам всех, кому небезразлична эта страна. То есть мы опять будем ощущать, что российские власти нам очередной раз, "по ходу дела" и совершенно без необходимости плюнули в душу, и даже не заметили этого. Противно, тяжело и пусто от этого на душе! Когда такие новости становятся достоянием общественности, я опять испытываю стыд признаваясь, что я происхожу из России.

Я всей душой ненавижу Путина и его воровской и обманный режим. Его гнилая система не только убивает людей, но и уничтожает «души прекрасные порывы» в самом серьезном смысле этого выражения. Это происходит не только в России, но и везде, куда доходят российские новости. Вред России, самооценке россиян и русской культуре, который причиняет Путин и его система, гораздо больше и глубже, чем может показаться с первого взгляда.

Friday, 20 September 2013

О французских корнях Шерлока Холмса

Клод Верне "Кораблекрушение"
В деле под названием «Случай с переводчиком» Шерлок Холмс сообщает, что приходится внучатым племянником французскому художнику Верне, а также рассуждает на тему «артистичности в крови», которая может проявляться в «весьма причудливой форме». У великого сыщика и мастера дедуктивного метода Шерлока Холмса артистичность явно в крови присутствовала как в прямом, так и в переносном смысле. Шерлок Холмс был недюжинным ценителем искусств, особенно изобразительного искусства и музыки. Достаточно вспомнить его пристрастие к игре на скрипке, походы в оперу и проницательные замечания по поводу портретов в галерее Баскервилль-Холла. Его дедуктивный метод был настолько развит и эффективен, что вполне граничил с искусством, которое можно назвать искусством анализа и выводов.
Гораций Верне "Автопортрет с трубкой"
Что касается французской семьи Верне, то она действительно имела артистичность в крови. Как минимум четыре поколения Верне были успешными и талантливыми художниками. Такими были родной брат бабки Шерлока Холмса Эмиль Жан Гораций Верне (1789-1863), отец Горация Карл Верне (1758-1835), его дед Клод Жозе Верне (1714-1789) и наконец прадед Антуан Верне (1689–1753), который был талантливым декоратором мебели. Сходство Шерлока Холмса со своими знаменитыми предками однако не оканчивается склонностью к изящным искусствам. Предки Шерлока Холмса демонстрировали успехи именно в прикладной стороне своих изящных увлечений, а также были знамениты в своих поисках правды. Только в их случае это была правда изображения. Также, двадцатый век примерно одинаково обошелся с наследием семьи Верне и с наследием Шерлока Холмса. Вот несколько иллюстраций из жизни этих удивительных художников, а также параллели, которые я провожу с жизнью и деятельностью Шерлока Холмса.
Г. Верне "Сражение при Вальми"
Гораций Верне (1789-1863), которому Шерлок Холмс приходился внучатым племянником, был рожден непосредственно внутри величайшего французского музея Лувр, когда его семья спасалась там от жестокостей Французской революции (1789-1799). Только художнику, наверное, пришло бы в голову спасаться от озверевшей черни внутри храма искусств, однако очевидно это было правильное решение, которое спасло маленького Горация и его семью. Гораций Верне с детства проявлял интерес к изобразительному искусству, но предпочитал современную ему «живую» и доступную для понимания культуру рисования, не понимая и насмехаясь над высоколобой серьезностью классицизма. Любимыми героями его картин были французские солдаты в бою и на привале, изображенные в естественные моменты своей службы. Впоследствие он прославился своими батальными картинами: Сражение при Вальми (1791), Сражение при Жемаппе (1792) и Сражение при Монмирале (1814). Патронами и заказчиками его творчества были французский король Луи Филипп и Наполеон Третий. Гораций Верне сопровождал французские войска во время Крымской кампании в России (1853-1856), где создал несколько знаменитых полотен, включая Сражение при Альме, которое однако было встречено серьезной критикой. Исторический анекдот гласит, что когда Верне попросили убрать некоего непопулярного в войсках генерала с этого полотна, он ответил, что он «изображает историю и не нарушит правду».
Г. Верне "Сражение при Альме"
Его отец Карл Верне (1758-1835) родился в французской провинции Бордо. Это тот самый художник, который спасал свою семью в Лувре. С детства он проявлял склонности и таланты в области изобразительного искусства, а в 1782 году даже выиграл стипендию Гран При, учрежденную французским королем Луи Четырнадцатым для художников и скульпторов. Однако отцу талантливого мальчика пришлось забрать его обратно в отеческий дом, поскольку Карл хотел уйти в монастырь. Карл Верне начинал с картин, на которых изображал лошадей, скачки и охоту, а также был успешным литографом. Во время Французской революции Карл Верне пережил страшное несчастье: его родная сестра была гильотинирована восставшими. После этого на некоторое время он бросил искусство. Пережив смерть сестры Карл Верне продолжил рисовать и создал свои величественные батальные полотна вроде "Сражения при Ваграме", за которые он был награжден Орденом Легиона и Орденом Святого Михаила – двумя высочайшими наградами Франции.

Клод Верне "Бухта Ля Рошель"
Дед Горация и отец Карла Верне Клод Жозе Верне (1714-1789) еще мальчиком был пленен красотой моря. Однажды с отцом он совершил морское путешествие из Марселя в Италию, после чего сразу поступил в студию итальянского художника-мариниста Бернардино Ферджионе. Клода интересовали эффекты, производимые атмосферными явлениями в море. Он старался изображать воду, небо и людей моря так, как они выглядели на самом деле, и достиг в этом довольно серьезных успехов. Кроме того, у него получалось создавать просто красивые полотна. История сохранила следующее его высказывание: «Другие могут лучше знать, как рисовать небо, землю и океан, но я знаю, как рисовать картины!» Критики отмечали, что ни у кого не получалось так хорошо изображать небо, облака как у Клода Верне. В своем стремлении изучить атмосферные явления Клод Верне мог зайти довольно далеко. Известно, что совершая морские путешествия он требовал, чтобы во время шторма его привязывали к мачте и оставляли наблюдать шторм "вблизи". Таким необычным образом он старался увидеть и запомнить все характерные световые эффекты а также, то, как выглядела бурлящая и хлещущая вода.

Элизабет Ле Брю "Портрет Жозе Верне"
О чем же нам говорят все эти истории? Осознавая это или нет, Артур Конан Дойль выбрал в предки Шерлока Холмса очень подходящих людей. Все художники фамилии Верне были очень талантливыми и искусными, они предпочитали практику теории и правду выдумке, уделяли большое внимание деталям и добились в своих занятиях значительных успехов. Все они находили успешный баланс между высоким искусством и его публичной востребованностью, и были обласканы вниманием, заказами и наградами сильных мира сего. Однако, в дальнейшем наследие семейства Верне отошло в историческую даль, отдав передовую и ведущую роль совершенно новому нарождавшемуся художественному взгляду на мир под названием импрессионизм, который сформирует общественные вкусы на годы вперед, и даст дорогу различным видам модернистского, а затем и пост-модернистского искусства.

Карл Верне "Портрет Наполеона Первого"
Таким же образом изменения в обществе накануне Первой Мировой войны заставили Шерлока Холмса уйти на пенсию, поскольку они характеризовались значительным разрывом с предшествующим историческим опытом. Например, раньше Шерлок Холмс виртуозно (артистично!) расследовал изощренные преступления против отдельных людей. Во время же Первой Мировой войны, по малопонятной причине ее объявления, на полях сражений регулярно, грубо, бесцеремонно и совершенно открыто убивались тысячи солдат, и это стало привычным и не вызывало особого протеста. Это был новый мир, в котором артистизм Шерлока Холмса и его французских предков оказался невостребованным – по крайней мере, на некоторое время.

Thursday, 19 September 2013

Как Шерлок Холмс развалил СССР

Из отличной статьи Дмитрия Травина "СССР: от мифов к фактам. 3. Мир за Берлинской стеной" в журнале «Звезда» 2012, №3 (http://magazines.russ.ru/zvezda/2012/3/tr13.html)

“Из всех искусств важнейшим для нас является кино”, — говаривал в свое время Ленин. И был, естественно, прав. Как теоретик. Поскольку на практике его последователи не смогли совладать с этой выдающейся силой. Вместо того чтобы сделать кинематограф — по Ильичу — могучей пропагандистской силой, они стали его жертвой. Ведь именно кино погубило СССР. Или, точнее, оно сформировало в семидесятые мировоззрение, в котором уже не оставалось места для иллюзий.

Кино показывало нашему поколению жизнь Запада во всей ее красе, причем частенько гипертрофируя некоторые красивости. За границу могла съездить лишь небольшая часть советских граждан. Но благодаря кинематографу мир Запада стал доступен практически всем.
Тот самый графинчик с хересом!
Художественный сериал Игоря Масленникова “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” на рубеже 1970-х — 1980-х чуть не затмил славу самих “Мгновений”. Вместо шпионской интриги здесь появилась детективная. А так — все то же: блестящие актеры, запоминающаяся музыка… И самое главное — иной образ жизни: буржуазный стиль в сочетании с деловыми достоинствами.

“Холмс и Ватсон” оказались более английскими, чем сама Англия. Когда в конце 1990-х я наконец попал в Лондон на реальную Бейкер-стрит, то был разочарован ее унылой обыденностью. В фильме Игоря Масленникова все по-другому. Узкая извилистая улочка, вышедшая как будто из сказки. Мощенный плиточкой тротуар. Невысокие симпатичные домики. Вход в квартиры прямо с улицы — через отдельную дверь, открываемую собственным ключом.

Внутри снова камин — непременный атрибут буржуазности. И режиссерская находка: на фоне огня — графинчик хереса с двумя бокалами, в которых переливается теплая янтарная жидкость. Благородный напиток — не какое-то там плодововыгодное, мечта советского алкоголика.
Бой часов. Хорошая мебель. Двухуровневая квартира, немыслимая в построенном по типовому проекту доме советских архитекторов. Семейные фото на столике. Трубка Шерлока Холмса, иногда подменяемая сигарами. Но ни в коем случае не прилипшей к нижней губе вульгарной беломориной.

Завтракают в костюмах, как на приеме. С заправленными за воротник салфетками. И даже обычное яйцо становится здесь деликатесом. Да что там яйцо! “Овсянка, сэр”. Вроде бы дрянь какая-то неудобоваримая. Но как она преображается в антураже Баскервиль-холла!

За завтраком на Бейкер-стрит обязательно “Таймс” — толстая буржуазная газета, в которой действительно есть что почитать. Даже по внешнему виду она отличается от “Правды”, где нет правды, и от “Известий”, где нет известий.

Любопытно, что первая серия фильма была построена на иной стилистике. Шерлок Холмс, согласно своему истинному характеру, производил в доме немыслимый беспорядок. Однако в дальнейшем это уже не повторялось. Беспорядка хватало и в СССР, а от фильма про Запад зритель хотел получить совсем иное — сладостный, манящий образец. Истинную альтернативу расхристанному, неорганизованному обществу эпохи развитого социализма.

И он ее получил. Увиденная с экрана еще в молодости альтернатива стала не просто интересным дополнением к реальной жизни, а самой жизнью, более реальной, чем тот театр абсурда, в который постепенно превращался поздний СССР. Человек, сформировавшийся в 1970-х — 1980-х годах, посвятил все свои мысли тому, чтобы воссоздать эту жизнь возле себя, укрыться в ней от ужасов неорганизованного мира и получить возможность не выходить из нее “на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно”.

Wednesday, 18 September 2013

Почему Шерлок Холмс не искал Джека Потрошителя

Постер компьютерной игры "Шерлок Холмс против Джека Потрошителя"
Одним из самых волнующих вопросов для всех поклонников шерлокианы, то есть произведений о Шерлоке Холмсе, является вопрос о том, почему Артур Конан Дойль не свел своего великого детектива с одним из самых знаменитых злодеев всех времен и народов – Джеком Потрошителем.

И в самом деле, почему? Свои ужасные преступления лондонский маньяк Джек Потрошитель совершил (некоторые исследователи темы считают, что «совершила»!) в разгар деятельности Шерлока Холмса – осенью 1888 года, когда Холмсу было что-то около 34 лет (то есть примерно 125 лет назад) Согласно конан-дойлевскому канону в 1888 году верный компаньон Холмса Ватсон женится и съезжает с Бейкер-стрит. Оставшемуся в одиночестве Холмсу, казалось бы, должно очень хотеться с головой окунуться в какое-нибудь серьезное дело. Дело Джека Потрошителя идеально подходит для этой цели по своему масштабу и сложности. Место преступления – тоже недалеко. Карты Гугла сообщают, что от Бейкер-стрит 212 до района Уайтчепел, где произошли убийства, около пяти миль (7,5 км). И все-таки никогда Холмс этим делом не занимался. Об этом жутком преступлении, которое произошло под самым носом великого сыщика, нет даже упоминания в конан-дойлевских рассказах.
Г. Доре "Кофейня в Уайтчепеле".
Здесь и далее - работы из альбома "Лондон"
Частично я на этот вопрос уже ответил в своей статье о популярности современных произведений о Шерлоке Холмсе, или так называемых пастишей http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_31.html. Джек Потрошитель и многие другие современные Конан Дойлю реалии, роль которых оказалась весьма важной в развитии западной культуры 20-го века, остались просто незамеченными Конан Дойлем, или он посчитал, что они недостойны его внимания. В отношении Джека Потрошителя я все-таки склоняюсь к тому, что Конан Дойль знал об этом деле, но по каким-то причинам предпочел не обсуждать его в своих произведениях.

Непосредственно в 1888 году Конан Дойль был занят написанием своего исторического романа «Белый отряд» о Столетней войне и феодальной Англии. Первый рассказ о Шерлоке Холмсе «Скандал в Богемии» появился в 1891 году. Хронология деятельности Шерлока Холмса однако покрывает 1888 год – к этому времени относится действие рассказов «Скандал в Богемии» и «Тайна Боскомбской долины». Другие знаменитые истории произошли чуть раньше или чуть позже 1888 года: «Союз рыжих» (1890), «Пять апельсиновых зернышек» (1887), «Голубой карбункул» (1890), «Человек с рассеченной губой» (1889) и другие. Иначе говоря, как Конан Дойль, так и Шерлок Холмс входили в зенит своих творческих сил в конце 1880-х – начале 1890-х годов.
Г. Доре "Лондонский бал"
История Джека Потрошителя была широко освещена лондонскими газетами, особенно после того, как предполагаемый убийца разослал в полицию и некоторые общественные заведения Лондона письма с описанием совершенных и будущих убийств. Сама королева Виктория была в ярости, когда узнала об отсутствии прогресса в этом деле у Скотленд Ярда. Газеты живописали кровавые подробности убийств и перепечатывали письма Джека Потрошителя. У Конан Дойля не было ни одного шанса не заметить эту широко разрекламированную историю.

Я склоняюсь думать, что Конан Дойлю просто не хотелось писать об этом преступлении. Он был несколько идеалистичен и любил экзотику, которой очень много в его рассказах в виде всяких тропических змей, аборигенов-карликов, гигантских мифических собак и т.д. Преступления же Джека Потрошителя бросили свет на самые уродливые стороны жизни буржуазного Лондона.

Начиная с 1882 года в лондонском районе Уайтчепел поселилось множество беженцев из Восточной Европы и царской России. Общины английского Ист-Энда были крайне перенаселены, число жителей всё возрастало, что привело к ухудшению условий труда и быта. Грабежи, насилие и пьянство стали отличительной чертой жизни этих перенаселённых районов, повсеместная нищета вынудила многих женщин заниматься проституцией. Википедия сообщает, что в октябре 1888 года «Городское управление Лондонской полиции» выявило в городе более 1200 проституток и 62 функционирующих борделя, большая часть которых находилась в Уайтчепеле. Расизм, высокая преступность и крайняя нищета — вот что характеризует восточную сторону Лондона того времени.
Г. Доре "Бедная цветочница"
Конан Дойль знал о печальной славе этой части Лондона, и она его наверняка очень огорчала и стыдила. В конце концов, Британская империя была в те годы величайшим и богатейшим государством. И в таком великом государстве имеются такие неблаговидные места, как Уайтчепел! Разбираться в этих местах и в их падших обитателях патриоту Конан Дойлю было наверняка очень неприятно. Не подходил и тон творчества Конан Дойля. Об ужасах Уайтчепеля нельзя было писать без сострадания и негодования. Это лучше получалось и подходило Чарльзу Диккенсу – мастеру остросоциальных романов, нежели Конан Дойлю, который в первую очередь просвещал британскую публику по поводу истории Англии, развлекал ее в своих детективных и фантастических произведениях, и в конечном итоге заставлял публику забыть об уродливой реальности, нежели напоминал о ней.
Г. Доре "Улица Блюгейт"
Кто знает, если бы Диккенс дожил до 1888 года, возможно он не обошел бы тему Джека Потрошителя своим вниманием, учитывая что он был не чужд детективного стиля. Но Диккенс умер в 1870 году, оставив недописанной «Тайну Эдвина Друда», большая часть которой происходит в опиумных курильнях и других неблаговидных и бедных местах.
Г. Доре "Бедняки на улице"
«Недосмотр» Конан Дойля с лихвой был восполнен современными авторами. О встрече Шерлока Холмса и Джека Потрошителя не только написаны книги, сняты фильмы, но и созданы компьютерные игры и комиксы. Такие мастера детективного жанра, как Эллери Квин («Неизвестная рукопись Доктора Уотсона»), Майкл Дибдин («Последняя история Шерлока Холмса»), Линдси Фэй («Шерлок Холмс против Джека Потрошителя») заставляли Холмса разбираться в этом деле в своих произведениях. Конечно же здесь не обошлось без профессора Мориарти, доз морфия Шерлока Холмса и его нелюбви к Скотлэнд-Ярду. В одном современном произведении именно профессор Мориарти является Джеком Потрошителем. В другом им оказывается сам Шерлок Холмс под воздействием морфия, этакая вариация на тему Доктора Джекила и Мистера Хайда. В третьем произведении Шерлок Холмс находит убийцу, но, как он это часто делает, не передает его в руки правосудия, не веря, что оно может свершиться над титулованным преступником и т.д. Компьютерная игра «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» погрузит любого в мрачную атмосферу Уайтчепела 1888 года с целью найти и обезвредить жуткого убийцу вместе с Холмсом и доктором Ватсоном.
Г. Доре "Бедняки в дождь пытаются попасть в ночлежку"
Неразрешенная загадка Джека Потрошителя и его «невстреча» с Шерлоком Холмсом будет всегда волновать рефлексирующую публику, вроде меня, и создавать все новые варианты встречи величайшего детектива и величайшего злодея.

Tuesday, 17 September 2013

О резервном копировании и сохранении данных

Лето заканчивается, и сейчас самое время подумать о том, как понадежнее сохранить все свои новые, да и старые электронные данные: фотографии, фильмы, музыку и документы. На помощь сегодня в этом деле приходят внешние жесткие диски и онлайновые компании, которые сохраняют нашу информацию «в облаке», то есть где-то на специально предназначенных для этого серверах. Профессионалы информационной безопасности советуют пользоваться и тем и другим средством резервного копирования и сохранения наших личных данных.

Что касается внешних жестких дисков, то здесь все примерно ясно. Благодаря знаменитому закону Мура внешние носители информации становятся с каждым днем все вместительнее, дешевле и меньше по размеру. Все эти накопители и флэшки – отличное и очень удобное средство сохранения данных, но они не смогут противостоять пожарам, землетрясению, воровству, утере, поломке. Поэтому для информации, которую терять нельзя ни в коем случае, лучше всего подходят «облачные» решения.

Сегодня в Интернете быстро можно найти десятки компаний, которые предоставляют услуги по резервному копированию и сохранению информации. Каждая из них предлагает набор базовых услуг и множество особых, которые часто не очень понятны неспециалистам в области компьютеров. Все эти компании могут казаться очень разными, но на самом деле они делают в сущности одно и то же: копируют и хранят нашу информацию. Главные факторы, которые нужно учитывать при выборе своего вендора, это объем предоставляемого дискового пространства и цена услуг, которые нас интересуют.

Критики подобного рода сервиса утверждают, что посылать свои конфиденциальные данные неизвестно кому по Интернету, где данные могут перехватить всякие киберпреступники, это как раз очень небезопасно. Однако нельзя забывать, что на самом деле наша информация будет недоступна никому кроме нас, потому что она будет хорошо зашифрована на всем протяжении ее движения по Интернету и на серверах вендора. Обслуживающие нас профессионалы хорошо понимают ценность сохраняемой информации и свою ответственность перед клиентами, и применяют надежные крипто-алгоритмы. Для дополнительной проверки надежности вендора можно узнать опыт его работы на рынке услуг и отзывы других клиентов. Вся эта информация чаще всего весьма доступна в Интернете.

Под сомнение можно поставить и физическую надежность чужих серверов, но они конечно же гораздо надежнее чем наши домашние устройства. Вспомните, сколько раз вы теряли работу на компьютере, и сколько раз онлайновые компании типа Яндекса или Хотмейла выходили из строя или теряли наши письма. Ответ на второй вопрос скорее всего будет «Никогда».

Итак, если вы решили воспользоваться онлайновыми услугами по сохранению информации и выбрали свою фирму, начать сохранять свою информацию весьма просто. После покупки услуг вы устанавливаете на свой компьютер специальное программное обеспечение и указываете ему, какие диски, папки и файлы сохранять. Это может занять некоторое время, но происходит только раз. Сколько это займет времени, зависит от размера файлов, скорости соединения с Интернетом и других факторов. Во все следующие разы сохранение информации происходит автоматически, сохраняются не все файлы заново, а только их изменения и новые файлы. Обычно этот процесс происходит мгновенно.

Самое сложное в выборе вендора это понять в деталях, что собственно они предлагают нам кроме непосредственного сохранения информации. Вы можете себе представлять, сколько примерно готовы потратить денег на сохранение, и сколько вам понадобится дискового пространства. Неудивительно, что эти два фактора напрямую зависят друг от друга. В среднем такие базовые услуги могут стоить в переделах 90-500 рублей в месяц (USD $3-$15). Лучше всего выбирать услуги, зная, что необходимо в вашем конкретном случае, и умея выяснить, что означают услуги, которые кажутся непонятными. Вот детальное англоязычное обсуждение нескольких десятков самых популярных онлайновых сервисов по оказанию услуг сохранения информации на сентябрь 2013 года: http://pcsupport.about.com/od/maintenance/tp/online_backup_services.htm. Вот большой список разнообразных возможных услуг в области сохранения информации в «облаке»: http://pcsupport.about.com/od/backup/a/online-backup-comparison.htm, а вот ответы на самые частозадаваемые вопросы по этой теме: http://pcsupport.about.com/od/backup/a/online-backup-faq.htm.

Используя эту информацию вы будете полностью готовы к тому, чтобы надежно копировать и сохранять все свои важные данные.

Monday, 16 September 2013

Как доступные кредиты создают демографическую проблему

Вот решение демографического и финансового кризиса
В одном недавнем любопытном интервью, наполненном очень убедительными конспирологическими теориями и "фактами", я прочитал о неомальтузианстве – новой попытке скрытно главенствующей суперэлиты сократить рождаемость на перенаселенной планете. Якобы некие циничные миллиардеры озаботились перенаселением нашей планеты и продвигают всякие «неправильные» семейные ценности, вроде бездетных семей и нетрадиционную сексуальную ориентацию. Звучит убедительно, особенно когда знаешь, что население планеты растет и уже перешагнуло за шесть миллиардов. Однако, на проверку это утверждение оказывается весьма коварной ложью. Что ж, просто глупых взрослых уже не вылечить, а те, кто под предлогом "просвещения", продвигают личную, дикую и человеконенавистническую повестку дня, еще ответят за свою ложь. Я же решил порассуждать на тему реальных причин падения рождаемости на благополучном Западе.

Факты действительно говорят о том, что население «золотого миллиарда» – Европы, США и Канады – сокращается, что казалось бы противоречит здравому смыслу. Именно те, кто хорошо живет, должны, казалось бы, стремиться оставить после себя потомство, которое тоже будет наслаждаться высоким уровнем жизни. На деле однако все наоборот: население уютного, спокойного и обеспеченного Запада уменьшается, а население африканских и азиатских стран с самым низким уровнем жизни быстро растет. Не берусь гадать за развивающиеся страны, но примерно представляю, как обстоят дела в США, Канаде и Европе, о чем и хочу написать.

Средний житель западных стран на самом деле попал в некую культурную ловушку, и низкий уровень деторождаемости – ее прямое следствие. Устаревший культурный код в таких странах заставляет жителей взять на себя чресчур много непосильных финансовых обязательств, то есть влезть в глубокую долговую яму - и потом всю жизнь экономить на своей семье. Вот как это происходит.

Все, кого я знаю в Канаде, хотят иметь свой дом. С примерной средней стоимостью 300-500 тысяч долларов покупка дома ложится тяжелым финансовым бременем на любую семью среднего класса: кроме ежемесячной ипотеки в полторы тысячи долларов, такая семья также выплачивает все соответствующие налоги на недвижимость (от двух до пяти тысяч долларов в год), страховки (полторы-две тысячи долларов в год), а также оплачивает жилищные и Интернет-услуги (от двухсот и выше долларов в месяц). Средняя канадская семья также берет кредиты на машину, мебель, холодильник и стиральную машину. «Да, в своем доме жить очень здорово!» - говорят мне мои канадские друзья и добавляют, - «правда, стоит это очень дорого!»

Выплачиваются эти долги долго и с большим трудом. Чтобы это сделать, обоим родителям приходится работать, а значит нужно платить еще и за ясли и детский сад для малых детей. В разных провинциях стоимость этих услуг разная. В Британской Колумбии она одна из самых высоких в стране. Стоимость здесь обыкновенных ясель, в которых ребенка даже не кормят, доходит до 1000 долларов в месяц.

Вот и заводи с такими огромными тратами большую семью!

Имеется несколько исследований, которые подтверждают, что если ребенка до 5 лет воспитывать дома (что для ребенка несомненно очень хорошо), то стоимость ухода за каждым ребенком на самом деле не очень большая. В одном недавнем исследовании его оценивают в три-четыре тысячи долларов в год. Я думаю, что при некотором творческом и здравом подходе тратить на эту статью расходов можно и меньше – если обмениваться с другими семьями одеждой и брать книги в библиотеке. Проблема в том, что если один из родителей остается с ребенком дома, то общие доходы семьи драматически снижаются. Семье с одним кормильцем говорить о каком-то собственном доме или даже квартире не приходится, потому что они могут позволить себе только жить в съемном жилье, где такие расходы, как горячая вода и отопление, включены в стоимость ренты. Такое поведение сильно расходится с общепринятым в Канаде и не всегда понимается "аборигенами". Поэтому большинство канадцев выбирает свой дом, хорошую машину, отказ от далеких поездок в отпуск и минимальное количество детей, а то и вовсе без них. Все-таки дети достаточно серьезно ограничивают свободную взрослую жизнь, полную удовольствий и соблазнов, на которые так богата современность.

Так что любовь к высокому уровню жизни и чрезмерная доступность больших кредитов на самом деле препятствуют демографическому росту «золотого миллиарда», а не тайная элита с засекреченными неомальтузианскими планами. Поскольку стремление жить хорошо и не ограничивать себя ни в чем присуще человеческой натуре, никакая элита не может с этим стремлением соперничать. Следовательно, даже если она существует, не она создает демографические проблемы, и тем более не «пропаганда сексуальных меньшинств».

Основное поле деятельности для «сверхмогущественной неомальтузианской суперэлиты» должно на самом деле находится где-нибудь в Китае, Индии и Африке, но как раз там как-то ее действие в плане ограничения рождаемости особенно неощутимо.

Я убежден, что заговора элит не существует, но есть ошибочная финансовая политика и устаревшие культурные коды. Пока большие кредиты будут легко доступны, и люди не научатся ими разумно пользоваться, финансовые кризисы и диспропорциональное развитие человечества в сторону старения и обеднения продолжится. Обыкновенная здравая экономия на уровне семьи помогает избежать людям падения в долговые ямы, и в глобальном смысле способствует решению демографических проблем в США, Канаде и Европе.

Friday, 13 September 2013

О граненых стаканах

Тот самый подстаканник, только стакана не достает!
Уже несколько лет я заказываю друзьям, которые едут в Россию обыкновенный граненый стакан – и никак не могу получить его. Найти такой стакан в местных канадских комиссионных магазинах, к сожалению, пока не удалось, хотя там можно найти самые экзотические вещи. Так что подстаканник, который я все-таки добыл, простаивает пока без стакана. А жаль. Так хочется, чтобы это дело наконец, хм-м-м, устаканилось!

В граненом стакане есть какая-то особая магия – из него хочется пить: газированную воду, крепкий черный чай с лимоном, портвейн, водку. Поскольку беззаботное пионерское детство, веселая комсомольская юность да и вообще вся российская жизнь – уже в прошлом, я совсем не пью водку и редко – черный чай. Пробавляюсь сейчас все больше минеральной водой и травяными чаями, а из алкогольных напитков пью только вино и разбавленный ром. Но как представишь граненый стакан, в душе что-то начинает шевелиться, что-то далекое, но очень родное, этакая память об утраченном рае.
Газировку за три копейки я любил все-таки больше!
Вспомнить о граненых стаканах заставили отличные фоторепортажи в русскоязычном Интернете, посвященные 70-летию этого культового советского продукта. Поклонники этого культового товара советской эпохи верят, что 70 лет назад 11 сентября 1943 года на стекольной фабрике в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Согласно этим репортажам, дизайн граненого стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница», хотя документального подтверждения этому нет. Крепкий и небьющийся стакан был разработан специально для советского общепита.

Советский граненый стакан – конструкция действительно весьма прочная. Идея граней восходит к форме пчелиных сот, которые известны своей прочностью, только граней у сота - шесть, а у граненого стакана - от 16 до 20. Его цена выдавливалась на дне стакана и колебалась между 7 и 14 копейками. Граненый стакан активно применялся в советском общепите, в поездах и в автоматах по продаже газированной воды. Советский дизайн отличался гладким ободком по краю стакана. Прочность таких стаканов имела, правда, и оборотную сторону - уж если они бились, то громко и будто взрываясь.
За день граненого стакана!
Знаменитое выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается около 170 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое «по совести».
Граненый стакан без верхнего гладкого ободка был известен еще во времена Петра Первого. Считается, что граненый стакан императору подарили в качестве корабельной небьющейся посуды. Царь, увлекавшийся корабельным делом и любивший выпить, подарок оценил, откушав из подарка полынной водки. Петр нашел, что «стакан осанист и по руке в пору». Затем бывалый моряк Петр Алексеевич специально уронил стакан, но тот, к его изумлению, не разбился. Царь понял, что даже если такой стакан скатится и упадет во время качки, то останется цел. Все остальное, как говорится, принадлежит истории!
К. Петров-Водкин "Утренний натюрморт" (1918)
Старинный граненый стакан может рассказать причину и другого популярного выражения на Руси: о зелене вине. В самом деле, почему вино – зеленое? Оно обычно либо красное, либо желтоватое, но никак уж не зеленое. А дело оказывается в том, что стаканы в старину делались малопрозрачными из темно-зеленого бутылочного стекла. В такой стакан что ни налей, все казалось зеленым.

Thursday, 12 September 2013

Как справляться с онлайновыми троллями

Интеллигентный, но безжалостный к мышам котик
В российском Интернете существует довольно большая группа людей, которые бродят по популярным сайтам (чаще оппозиционного характера) с одной единственной целью – оставить там как можно более отвратительный и оскорбительный комментарий. Часть этих людей несомненно проплачена Кремлем, часть – идейные тролли, а часть – просто дебилы, которым нравится везде гадить. Проблема с троллями состоит в том, что они обычно в карман за словом не лезут, и вступать в перепалку с ними – себе дороже. У них всегда найдется что-нибудь особенно гадкое сказать в ответ. Они как бы испытывают границы языка, и притом довольно успешно, но только в негативной, оскорбительной его части. Иногда думаешь, эту бы изобретательность, да в сторону красоты! К сожалению, образный негатив и виртуозные оскорбления привлекают онлайновых троллей гораздо сильнее.

Возникает вопрос, как же справляться с такими. Недопустимо же, чтобы последнее слово было за троллями! Что бы такое им сказать, чтобы заткнуть их раз и навсегда. Я нашел способ это делать весьма эффективно и уже несколько раз применил его на практике. Хочу поделиться своей находкой.

В своем блоге таких конечно можно просто удалять, а что делать если мой весьма разумный комментарий в популярном блоге очерняет какой-нибудь тролль. Там нет возможности удалять записи. Можно пожаловаться владельцу блога, но это неэффективная стратегия, поскольку количество комментариев в популярном ресурсе может зашкаливать управляемый размер, когда владелец или модератор уже просто перестает обращать внимание на то, о чем беседуют между собой комментаторы.

Поскольку я люблю общаться с популярными блоггерами и с теми нормальными людьми, которые следят за их мыслями, я оставляю довольно много комментариев. Тролли меня не обошли своим вниманием. Оставлять последнее слово за ними я не хочу, и для этого делаю следующее.

Тролля необходимо отличать от нормального человека, которому могут не понравиться мои взгляды. С последними можно поспорить, троллей же нужно просто морально уничтожать на месте. Для этого необходимо использовать их слабое место – низкое место в общем рейтинге пользователей. Тролля ведь отличает не только то, что он «портит воздух» в чужих ресурсах, но и то, что он эксплуатирует блог-пространство, заводя блог, где он не пишет ничего. Соответственно его рейтинг понижается ниже плинтуса. Этим фактом необходимо бить тролля прямо по его гадкой морде, потому что иначе против него не сработает никакая виртуозная брань. Да и ругаться я особенно не люблю и не умею.

Итак, если тролль оставляет свой оскорбительный комментарий на мою вполне уместную и оригинальную мысль, я смотрю его профиль в ЖЖ. Чаще всего выясняется, что у него одна – начальная – запись и больше ничего нет, зато комментариев отправлено очень много. Это верный признак тролля. Профиль также сообщает место тролля в общем рейтинге пользователей. На сегодняшний день оно оказывается в самом конце существующих трех миллионов пользователей. Поэтому я в ответ ему пишу что-нибудь в таком духе: «Молчи лузер! Твое место – 3 189 573 в общем рейтинге пользователей».

В ответ на такое фактическое и вполне интеллигентное замечание я с удовлетворением слышу тишину, прерываемую лишь обиженным сопением тролля. Советую всем остальным блоггерам вести себя с ними точно так же!

Wednesday, 11 September 2013

О "пчелокалипсисе"


Пчела изображена на египетской гробнице перед именем фараона
С наступлением осени в интернете стал отчетливо ощущаться рецидив эсхатологических (то есть про конец света) и конспирологических настроений. Совершенно не согласен ни с тем ни с другим. Чтобы внести свою лепту в присутствие здравого смысла, приведу краткий перевод статьи, в которой с помощью фактов доказывается невозможность «пчелокалипсиса» (то есть повсеместного вымирания пчел, как знака надвигающегося конца света).

Известно следующее высказывание, которое приписывается Альберту Эйнштейну: «Если пчелы исчезнут с лица Земли, то человечеству останется жить всего четыре года». Авторитет гения и величайшего ученого 20-го века заставляет как бы всерьез отнестись к этому предостережению. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что Эйнштейн этого никогда не говорил, да и размер проблемы значительно преувеличен.

Самая серьезная проблема, с которой сталкиваются сегодня пчеловоды, это массовое вымирание пчел. Разрушение колоний может нанести серьёзный урон производству мёда и зависящей от пчёл экосистеме, в первую очередь опыляемым растениям. Осознавая наличие этой проблемы, сейчас фермеры используют все больше самоопыляемых растений. Кроме того нельзя забывать об опыляющей роли бабочек, жуков и других насекомых.

В массовом вымирании пчел нет ничего нового. Первые случаи этого явления были зафиксированы в 1853 году, с тех пор они регулярно повторяются то в одной, то в другой стране. Ученые действительно фиксируют повышение уровня зимней смертности пчел с 15% до 30% в последнее время. Тяжелые потери понесли пчеловоды Франции между 1998-2000 годами, Калифорнии в 2005 году. Все это дает повод паникерам вести разговоры о «пчелокалипсисе».
Наскальный рисунок человека, вынимающего
соты из пчелиного гнезда, был сделан 15-20 тысяч лет назад!
В Европе уже запрещают некоторые виды пестицидов, которые якобы убивают пчел. Во Франции они были запрещены в 1990-х годах, но результата никакого не принесли. К предполагаемым причинам массового вымирания пчел относится также выращивание генетически модифицированных растений и массовое распространение сотовой связи, но все эти теории не получили научного подтверждения.

Недавние исследования показали, что причиной массового вымирания пчел являются не пестициды или ГМО, а микроскопические клещи Варроа, занесенные в Европу из Китая и Индии в 1980-х годах. Защита пчел от этих паразитов, которые уничтожают пчелиную личинку или "детву", выражается в активных поисках способов борьбы с этими клещами. Так в начале XXI века пчеловоды вновь обратились к эффективной помощи органических (муравьиной и щавелевой) кислот, от которых когда-то отказались из-за больших сложностей работы с ними.

В конечном итоге, скорее всего, относительное уменьшение количества медоносных пчел и увеличение труда пчеловодов приведет к повышению цены на мед и другие продукты пчеловодства. О «пчелокалипсисе» речи быть не может: всякий, кто желает купить мед, не может не замечать, что его количество в магазинах не уменьшилось, и цена держится примерно на одном уровне.

Tuesday, 10 September 2013

Почему Навальный победил

Тактически Навальный проиграл выборы московского мэра, набрав «только» 27.7%, но стратегически он конечно же выиграл.

Его выборная кампания была просто фантастической. Ее еще будут анализировать в книгах, но даже когда она еще не окончилась, было ясно: это историческое событие. Такого еще не было нигде и никогда. Почти не имея доступа к средствам массовой информации, команда Навального сама стала средством массовой информации. Масштаб самоорганизации московской и немосковской молодежи потрясает – свыше 14 тысяч добровольцев из Москвы и других городов были организованы мощным штабом под руководством Леонида Волкова и распространили слово Навального поразительно широко и быстро. В начале кампании Навальному симпатизировали что-то около 7% москвичей, в ее конце пару месяцев спустя – уже почти 28%. Это удивительный результат!

Технологии, которые применялись штабом Навального, были очень эффективными и инновационными. Затхлому путинскому режиму до таких идей – как до Луны, невзирая даже на возвращение всяких псевдо-теоретиков в политику. Эпоха динозавров прошла, и это было весьма ощутимо во время избирательной кампании: скука и нафталин со стороны Собянина, молодость, энергия, креатив со стороны Навального. Как по-разному смотрелись избирательные точки Собянина с дремлющими бабушками и никому не интересной пропагандой, и бурлящие «кубы» с молодыми и симпатичными ребятами, активная агитация в метро, на улице. Штаб Навального просто фонтанировал идеями – и все они составят каталог обязательных действий любого политика будущего.

Навального поддержали многие лидеры общественного мнения, и это тоже многого стоит. Я, правда, не понял напутствия «Леха, только не будь гадом!» потому что ничего плохого Навальный никогда не демонстрировал, и это напутствие не имеет под собой основания. Но Алексей молодец, и он знает, что имеется в виду. Проблема не в том, что Навальный демонстрировал когда-то что-то нехорошее, а в том, что российский народ уже привык к постоянному обману со стороны «лидеров», которые преследуют только личные интересы под прикрытием красивых слов о патриотизме. Заодно они могут конечно и «город озеленить», но только для того, чтобы их жульническая деятельность не выпирала так нагло. Навальный врать не собирается, его программа прозрачна и понятна, а многочисленные судебные разбирательства уже доказали чистоту его «императива». В высшей политике конечно не все так просто и прямолинейно, но поскольку с моралью у Навального все в полном порядке, это даст ему прекрасную отправную точку для принятия правильных решений, когда он станет большим политиком. А им он обязательно станет.

Эти выборы зафиксировали за российской оппозицией путинскому режиму много новой территории: в Екатеринбурге на выборах мэра победил умница Ройзман, в Петрозаводске – кандидат от партии «Яблоко» Галина Ширшина, в Архангельске, Красноярске партия власти недобрала голосов, проиграв партиям «Родина» и «Патриоты России» и т.д. Территория влияния путинского протектората сужается, и этот процесс продолжится. Поддержка оппозиции бизнесом и влиятельными людьми будет только расти и крепнуть, а наличие харизматичного Навального и его молодой команды придает оппозиционному движению очень привлекательное современное, симпатичное и волевое лицо. Те ребята, которые помогали Навальному, никогда уже не смирятся с давным давно отжившей свое «российской матрицей». Они вырастут и станут лидерами сами, оставив позади исторические анахронизмы, из которых Россия никак не может вылезти. Мы еще будем удивляться, как путинским ископаемым удалось так долго руководить огромной и сильной страной и тормозить мировые процессы.

Конечно очень хочется, чтобы перемены в России произошли поскорее, но, видимо, всему свой черед. Тенденция однако понятна уже сегодня: приход к власти в России нового поколения политиков и сброс путинских оков – это только вопрос времени. Каждый проходящий день приближает этот долгожданный момент.

Friday, 6 September 2013

Вот как должен выглядеть галстук на мужчине!

Моя статья о галстуках вызвала интерес в Интернет-пространстве, судя по большому количеству просмотров (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_11.html). Хотя я думаю, что ее основной удачей была все-таки фотография гориллообразного боксера Валуева в галстуке на заседании ГосДумы РФ, все же уверен, что тема тоже привлекла внимание.

Галстук на мужчине должен выглядеть так, как он выглядит на Бараке Обаме во время его визита в Петербург: его правильно подобранный цвет создает современный, деловой и не лишенный мужественности стиль, галстук выглядит очень пропорционально и вызывает эстетическое чувство удовлетворения и красоты. Он прекрасно повязан и имеет совершенно правильную длину - то есть закрывает пряжку ремня.

К такому виду должен стремиться любой мужчина, носящий галстук!

Thursday, 5 September 2013

О частном пространстве

Эйн Рэнд (Алиса Розенбаум) первой отметила
государственную борьбу с частным пространством в СССР
Популярнейшее на Западе понятие «privacy» переводится на русский язык довольно коряво - «частное пространство». Если кто-то по-английски заявляет, что ему нужно «privacy», то это означает, что человеку надо остаться наедине с собой, но в то же время без отправления каких-то естественных физиологических нужд (для чего существует туалет). Если человеку нужно прайваси, то ему нужно, если можно так выразиться, отправить какую-то душевную нужду, то есть подумать, помолиться, отдохнуть от людей, и т.д. Ключевое слово "частное" означает "непредназначенное для посторонних глаз", и может относится не только к физическому пространству: частной является наша жизнь, переписка, мысли, интересы и т.д. Приведу такой пример, иллюстрирующий понятие прайваси и его нарушение: руководитель офиса может послать соответствующим службам запрос на эргономическую клавиатуру. В этом нет нарушения частного пространства. Но если руководитель просит эргономическую клавиатуру для госпожи Х в связи с тем, что у нее болят кисти - это будет нарушением прайваси госпожи Х, просто потому, что она может не желать, чтобы кто-то посторонний узнал о болезни ее кистей.

Долгое время это слово было непереводимым на русский язык, что очень характеризует русскую и советскую культуру, осуждающую индивидуализм. В последнее время я стал замечать, что о «частном пространстве» начинают говорить по-русски. Что характерно, недавно я обнаружил это выражение в блоге лидера российской оппозиции Алексея Навального, и это соответствует его уважительному взгляду на жизнь отдельного человека (и его опыту жизни в США). Российский же провластный взгляд до сих пор весьма заинтересован в том, чтобы этого частного пространства ни у кого не было – чтобы не позволять людям слишком сильно задумываться о том бардаке, который происходит вокруг россиян.

Это звучит как классический Оруэлловский мотив, но об отсутствии частного пространства в СССР писала еще в 1930-х годах эмигрантка из России, писатель и философ Эйн Рэнд. В своем раннем романе «Мы – живые» она хлестко раскритиковала большевистскую действительность и отметила появление новой советской «соборности» в противовес бывшей российской соборности.

Википедия определяет соборность как понятие, введённое применительно к русской деревенской общине русским философом 19-го века А. С. Хомяковым, и развитое в XIX веке славянофилами. Оно первоначально выводится из принципа соборности, то есть присутствия Церкви во всех аспектах жизни. Что-то вроде русского «мира», на котором и жизнь и смерть красна. То есть, когда человек не один, а вместе с приходом, все можно пережить, и даже умереть не страшно. В результате в старину в деревнях все знали все обо всех, и это считалось нормальным и даже желаемым.

Впоследствии, понятие соборности стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри российского сообщества. Эти нормы осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Большевикам идея осуждения «личного счастья» в пользу счастья общественного очень понравилась, и они хорошенечко ее поэксплуатировали, призывая народ не только бесплатно строить вместе новый мир, но и преследовать собственников, например, крестьян и кулаков. Комиссарам не нравилась только важная роль церкви, и поэтому они заменили ее на социалистическое государство.

В советские времена иметь частное пространство строителям коммунизма не полагалось, это понятие было успешно уничтожено бытовой практикой жизни в коммуналках или в квартирах с многочисленными родственниками. К счастью эти бытовые социальные уродства уходят в прошлое, что однако не отменяет интерес государства к контролированию жизни граждан.

Последний знаменитый всплеск интереса к частному пространству и защите его от ока Большого Брата произошел совсем недавно, и связан он с именем знаменитого беглеца Эдварда Сноудена. По иронии судьбы он публично раскрыл, как американское государство следит за гражданами, то есть на второй и любимой родине Эйн Рэнд, а политическое убежище он получил в России, которую Эйн Рэнд критиковала за уничтожение частного пространства своих жителей. Причуды судьбы временами весьма удивительны!

Ситуация с частным пространством российских граждан продолжает быть плохой и иметь отчетливый оттенок гонений на инакомыслие. В одной статье об уничтожении частного пространства в современной России и о тотальной слежке государства за инакомыслящими гражданами приводится такое мнение бывшего высокого аппаратчика Андрея Илларионова: «Ни в одной другой стране мира у спецслужб нет такой власти, как в России. Раньше КГБ было подчинено Коммунистической партии, теперь же какой-либо вышестоящей инстанции просто не существует. Россия сегодня - самое опасное государство в мире. Де-факто это единственная страна, которой правят спецслужбы. Со временем же полномочия российских спецслужб расширятся, а сами они будут действовать все более нагло».

В Интернет иногда просачиваются инсайдерские сообщения о том, что в России единственной проблемой, связанной с прослушкой спецслужбами всех телефонных переговоров и прочтением всей электронной почты, является нехватка кадров. Технически все возможности на месте, а сообщения уже собираются в «большие информационные шкафы», который так и остаются непроанализированными. По отдельно же взятым людям они анализируются спецслужбами очень активно, что уже не раз подтвердили невесть откуда берущиеся информационные сливы на оппозиционеров, которые открыто публиковались на популярных новостных порталах или приводились в марионеточных судебных процессах в качестве «доказательств».

Ситуация с личным пространство плоха сегодня не только в России и США, но очевидно и везде в мире. Евгений Касперский, основатель и владелец знаменитого антивирусного продукта, в недавнем интервью газете The Wall Street Journal еще раз подтвердил, что в век Интернета и цифровых технологий тайны частной жизни существовать не может. Тому же, кто хочет сохранить свою частную жизнь в секрете он посоветовал поселиться в Сибири, очевидно подальше от Интернета и электронной почты. По его мнению нарушение частного пространства - это цена, которую современные пользователи платят за новые технологии.

Что остается делать обычному налогоплательщику в таких условиях? Во-первых, смириться с фактом, что все телефонные разговоры и элетронные послания могут в любой момент быть прочитанными спецслужбами. Интересной такая информация будет для спеслужб только в том случае, если человек занимается терроризмом, созданием оружия массового поражения или киберпреступлениями, то есть подрывает государство. Во-вторых, раз уж наша частная жизнь выходит в «мир», нам остается, как советовали специалисты из компании Гугл, просто вести себя достойно и не заниматься всякой предосудительной деятельностью – в таком случае частное пространство обычного налогоплательщика будет надежно защищено отсутствием к нему «особого интереса» со стороны спецслужб и СМИ.

Wednesday, 4 September 2013

О Шимусе Хини - ирландце и нобелевском лауреате по литературе

Шимус Хини - поэт и нобелевский лауреат
«Светящийся компьютерный экран стал нашим символом всепроникающего и вездесущего Ока Господня, каким Оно воспринималось нашими предками», - так начал свою речь ирландский поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе Шимус Хини на ежегодной конференции Международной Федерации Библиотечных Ассоциаций (IFLA) в Глазго, Шотландия, 18-го августа 2002 года. Я присутствовал на той конференции, более того, мне удалось пообщаться с Шимусом Хини, что называется, «в кулуарах». Об этой встрече и об этом человеке я вспомнил, когда на днях с сожалением прочитал сообщение о его смерти.

Конференция IFLA – самое главное ежегодное событие в библиотечном мире. Учитывая, что библиотеки имеют дело с информацией – сущностью, которая, наверное, наиболее сильно влияет на жизнь современного человечества – то, что происходит на этой конференции, имеет гораздо более серьезное значение для всего мира, чем это может показаться неспециалисту. Библиотеки в первую очередь имеют дело со сложными и важными проблемами интеллектуальной собственности, сохранения цифровой информации и открытого доступа к всемирным информационным ресурсам. То, что ирландский поэт Шимус Хини не раз приглашался на конференции IFLA в качестве докладчика, означает, что он воспринимался международным библиотечным сообществом, если выражаться поэтически, как певец информационной революции, которая происходит в мире в последние двадцать-тридцать лет.

Выступал он и на конференции в Глазго. Его речь была очень злободневной и волнующей воображение. Она была пронизана красивыми поэтическими образами и провидческими замечаниями, на которые так богато его творчество. Вот несколько цитат из того выступления.

«Информация проходит сквозь микросхемы также, как ангелы добираются до людей, пролетая сквозь облака и превращаясь из нечто непостижимого в формы, которые люди могут распознать и запечатлеть. И подобно ангелам, которые несли вести любому человеку, невзирая на его ранг – будь то пророк Даниил или потомок короля Давида женщина Мария – электронная информация делает нас всех равными и позволяет нам оставаться самими собой».

«Если раньше книги писались чернилами на пергаменте, то сегодняшние книги создаются электромагнитными импульсами на железистых быстровращающихся пластинах. Мы никогда и подумать не могли что таким образом можно руководить умами и развивать культуру, однако сегодня это наша реальность».

«Борис Пастернак как-то сказал, что талант – это смелость автора взглянуть на пустой лист бумаги и начать на нем писать. Сегодня мы часто имеем дело не с листом бумаги, а с компьютерным экраном. От этого творческая задача не стала проще».

Одной из самых значительных творческих удач Ш. Хини стал новый перевод древнего англо-саксонского эпоса «Беовульф» - аллегорической и бессмертной истории вселенской борьбы сил добра и зла, жизни и смерти. На конференции продавалась эта книга, которая включает в себя и оригинальный древнеанглийский текст эпоса. Я приобрел ее и смог получить автограф автора. Между нами состоялся следующий диалог.

«Здравствуйте, я из России» - сказал я Шимусу Хини, когда подошла моя очередь.
«Россия – родина великой литературы» - сказал в ответ нобелевский лауреат, - «я многому учился у Пастернака и Солженицына».
«Я понимаю, чему вы учились у Пастернака, ведь он – великий поэт, но чему вы учились у Солженицына, который был прозаиком?» - спросил я.
«Смелости. Солженицын и Сократ были большими героями» - улыбнувшись ответил Шимус Хини.

Очевидно, что Шимус Хини намекал на свою уникальную позицию в продолжающемся уже много лет конфликте между Ирландией и Великобританией. Шимус Хини был ирландцем, католиком и националистом, но он никогда не был сторонником насильственного экстремизма. Вместо того, чтобы искать причины, разделявшие ирландцев и британцев, Шимус Хини изучал то, что их объединяло, то есть богатую совместную историю и литературное наследие. Думаю, что его личная смелость заключалась в том, чтобы защищать эту уникальную позицию, которая позволяла ирландцам и британцам быть порознь и в то же время быть вместе географически и культурно, исключая конфликты. Наверняка примиренческая позиция Шимуса Хини озлобляла его более радикально настроенных ирландских друзей, многие из которых погибли в конфронтации, и которым он писал впоследствии элегии.

Такая позиция является смелой и в то же время единственно верной не только в британско-ирландских отношениях, но и вообще в отношениях между любыми культурами. Современность очень характерна сталкиванием культур – иногда конфликтным, а иногда мирным. Это столкновение я, российский эмигрант в Канаде, испытываю очень отчетливо. Примирительная и конструктивная позиция Шимуса Хини мне очень симпатична.

Tuesday, 3 September 2013

Почему у Вермахта не оказалось атомного оружия

Фриц Штрассман (слева), Лиза Майтнер и Отто Хан
Первая Мировая война вошла в историю человечества, как война, в которой погибли миллионы людей по такому совершенно непонятному поводу, как политический раздел Европы. Бессмысленность этой войны и ее крайнюю жестокость хорошо передал Эрих Мария Ремарк в своем романе «На Западном фронте без перемен». Частично ощущение масштабной и бессмысленной цивилизационное катастрофы, которое серьезно повлияло на судьбы 20-го века, объясняется использованием в этой войне нового оружия массового поражения, такого как пулеметы, танки и ядовитый газ хлор.

Еще со времен Первой Мировой войны, немецкие генералы хорошо поняли важность оружия массового поражения. Однако к концу 1930-х годов использование танков и пулеметов стало казаться цветочками по сравнению с теми идеями, которые обсуждались в военных штабах. Научные достижения начала 20-го века существенно раздвинули горизонты человеческих возможностей, в том числе и в смысле быстрого убийства как можно большего количества человек «потенциального противника». Наверх повестки дня тех, кто мечтал о молниеносной войне, вышло создание совершенно адских бомб, секретных ракет и неуловимых самолетов.

Подробнее о секретных проектах создания оружия массового поражения в Германии, США, Японии, Великобритании и России рассказывает любопытнейшая книга «Секретное оружие: технология, наука и стремление выиграть Вторую Мировую войну» американского историка Брйана Форда, которую я недавно приобрел для своей библиотеки. Из нее взята фактическая информация для этой статьи.

Помимо того, что тема разработок секретного оружия массового поражения просто поразительна сама по себе, она позволяет четче увидеть роль судьбы, или Бога, в истории человечества в 20-м веке. Некие вышние силы активно вмешивались в нашу историю в 20-м веке, исправляя тупиковые ветви развития человечества (такие, например, как возможная победа фашистской Германии во Второй Мировой войне), или просто не позволяя человечеству исчезнуть с лица Земли (как например, во время Карибского кризиса).
Отто Хан получил Нобелевскую премию
за свои атомные исследования
Дело в том, что с развитием оружия массового поражения, возможность исчезновения человечества стала весьма простой и осязаемой – для этого больше не нужны огромные армии. С середины 20-го века все, что необходимо для глобальной катастрофы, это нажатие кнопки! Поэтому судьба стала весьма активно вмешиваться в нашу историю, «выруливая» человечество на относительно безопасные пути развития. Подробное изучение этого вмешательства не в качестве религиозной мистики, а в качестве весьма конкретной практики, исторических ситуаций и всех сопутствующих им психологических причинно-следственных обстоятельств, мне кажется необходимой, но неразвитой частью современной исторической науки. Например, мы многое знаем о том, что происходило во время Карибского кризиса, но поскольку этот момент был весьма важным в истории всего человечества, мне представляется, что нам нужно знать о таком моменте не просто все исторические детали (что и когда произошло), а даже все мысли которые были в головах у действующих лиц и желательно в хронологическом порядке.

В этой статье в качестве примера я обсужу, как так получилось, что Гитлер не получил в свои руки ядерное оружие.

Совершенно несомненно то, что заполучи Гитлер ядерное оружие, он бы не колебался ни секунду отдавая приказ кинуть атомную бомбу на русских и на их союзников, особенно на конечном этапе Второй Мировой войны. Использование атомной бомбы фашистами сразу бы переломило ход этой войны и позволило бы Гитлеру и фашизму не только выжить, но и триумфально ее окончить. Вполне возможно, что этот тупиковый вариант развития человеческой истории на самом деле оказался бы ее конечным пунктом. Если бы Гитлер бросил атомную бомбу на войска Союзников, Союзники бы ответили тем же. Атомная бомба туда, атомная бомба сюда, глядишь сегодня бы уже ничего, что мы видим за окном, не было бы, да и нас не было бы. Эта глобальная катастрофа не состоялась потому, что фашисты так и не получили ядерное оружие, которое тем не менее в 1945 году уже существовало. Как и почему это произошло, я постараюсь очертить в этой статье.
Вот небольшая история «атомного» вопроса.

1932 – Эрнст Резерфорд наблюдал в своей кембриджской лаборатории расщепление атомного ядра, а Джеймс Чедвик открыл нейтрон.

1938 – Немецкие ученые Отто Хан и Фриц Штрассман, а также Лиза Майтнер высчитали, что при расщеплении атомного ядра выделяется огромное количество энергии.

1939 – публикация результатов исследований Хана, Штрассмана и Майтнер в научно-популярном журнале «Nature». Тогда же француз Фредерик Жолио публикует статью о цепной реакции, которая происходит, когда атом расщепляется, и из него выбрасываются нейтроны. После этих двух публикаций создание атомной бомбы – уже только вопрос техники и времени.

1945 (6 и 9 августа) – США бросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки для того, чтобы покончить с японским милитаризмом и расквитаться за бомбардировку японцами Перл-Харбора в 1941 году.

Из этого короткого хронометража видно, что непосредственное создание атомной бомбы приходится как раз на время Второй Мировой войны, причем активное участие в теоретической подготовке вопроса принимали немецкие ученые. Как же так получилось, что у Гитлера не оказалось атомной бомбы, которая ему была так нужна к 1945 году? Мой ответ таков: его разум помутился и не позволил ему заметить эту опасную технологию. Вместо эффективной ядерной технологии Гитлер отвлекся на "красную селедку" других, менее эффективных технологий и пропустил важный момент. Вот как это произошло.

Уже в 1939 году немецкие ученые образовали Клуб Уран (Uranverein) для исследования цепной реакции расщепления атома урана. В нее в том числе входил и вышеупомянутый Отто Хан. Через несколько месяцев после создания Клуба Уран офицеры немецко-фашистского штаба по вооружениям начали составлять доклад Гитлеру о возможности создания ядерного реактора и о методах очищения урановых изотопов. Речи об оружии случайно или намеренно в докладе не было. Немецкие ученые представили задачу создания ядерного реактора вполне осуществимой, хотя и довольно сложной с технической точки зрения. Практическое приложение этой технологии не было доступно объяснено. Сложность означала длительность, а Гитлеру было нужно мощное оружие сейчас, а не реакторы в будущем. Кроме того, война уже шла, шла хорошо, и никто не верил в то, что она затянется на несколько лет. Для непосредственных нужд Гитлер особенно интересовался другими видами нового оружия, например, знаменитыми крылатыми ракетами ФАУ, которые были созданы и поступили на вооружение в германскую армию к концу войны (эти ракеты ход войны не переломили, тем более, что и СССР к концу войны разработал и успешно использовал знаменитые ракетные установки «Катюша»).
Эта история имеет несколько смыслов. Она демонстрирует, насколько в начале войны Гитлер ошибался в своей оценки реальности в сторону преувеличения своей силы и преуменьшения силы противника. Кроме того, он неправильно расставлял свои приоритеты. Например, создание ракеты ФАУ ему казалось гораздо более важным, нежели исследования расщепления атома. Конечно, он не был ученым, чтобы понять потенциал исследований Клуба Уран, но в его окружении не оказалось людей, которые могли бы ему разъяснить практическую суть ядерных исследований. Вполне возможен также вариант, что такие люди на самом деле были в окружении Гитлера, но остались им неуслашанными, или не пожелали объяснить ему военный аспект исследований. К противникам нацистской ядерной программы относился и известный нам уже Отто Хан, который из нежелания дать Гитлеру ядерное оружие удерживал важные дискуссии о расщеплении атома в теоретическом русле, не переводя их в практические разговоры об атомной бомбе, чтобы не возбуждать слишком пристального интереса Вермахта к своей деятельности. В любом случае, Гитлер ошибся в своих рассчетах длительности войны и в выборе приоритетов для научных военных разработок.

Итак, политическое внимание и финансовая поддержка оказывались другим исследованиям. Атомные исследования не были полностью закрыты, но они были раскиданы по разным научным центрам. Интернета в те годы не было, и связь между учеными-атомщиками была замедленной. Все это тоже не способствовало быстрым успехам немецких ученых в этой области. Мысли Гитлера были о другом, и это является классическим примером помутнения разума - или отвода глаз - того, кто принимает судьбоносные решения. Так или иначе внимание Гитлера упустило важное в научных разработках и сконцентрировалось на неважном. Ядерное оружие не должно было попасть в руки к Гитлеру по некоему высшему дизайну, или согласно судьбе – оно и не попало. Можно сказать, что этому помешали люди, такие как Отто Хан, но на самом деле этому помешали неощутимые и незримые идеи, вроде помутнения рационального рассчета у Гитлера, наличия моральной ответственности у Отто Хана и у других ученых-ядерщиков, и их нежелание давать в руки нацизму опасное оружие через замалчивание или использование научной терминологии и непонятных посланий.

Все в конечном итоге решили разум, мораль, слово и психология. Подобная история случилась и веком раньше в России во время наполеоновского нашествия (подробнее об этом смотрите мою статью о Наполеоне, особенно его размышления о провале «российской кампании» во время ссылки на острове Св. Елены: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/01/blog-post.html)

Но на этом судьба не могла остановиться – тогда сильны были и другие опасные идеи, вроде создания в Германии и Японии химического или биологического оружия. Некто или Нечто продолжает охранять человечество от истребления – по крайней мере, пока.