Monday, 6 January 2014

О счастливом союзе Ив и Никиты Голицыных

Ив и Никита Голицыны в начале 1990-х. Их союзу более 40 лет!
Есть поговорка, которая гласит, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Немного узнав о жизни семейной пары Никиты и Ив Голицыных, я прихожу к выводу, что их отношения были другого характера. Вне сомнения, Никита Голицын, наследственный князь а также образованный и очень умный человек, обладал аристократическим величием, которое было присуще лучшим и благородным сынам России, даже и на чужбине. Он перевел на английский язык роман А. Толстого «Князь Серебряный», составил уникальную, по своим временам, карту мировой истории. Он же основал русскую православную церковь Святой Софии в канадском городке Виктория. Никита Голицын не нуждался в психологической и моральной опоре, подобную той, которую в лице своей жены Анны Сниткиной имел Федор Достоевский (хотя Достоевский и не был столь же благородного происхождения, как Никита Голицын). Никите скорее нужна была не опора, не «литературный раб», а компаньон, то есть человек, который бы разделял его увлечение литературой, искусством, историей, интерес к духовному росту и самосовершенствованию. Ив Прайор была именно такой женщиной. Она не нянчила своего мужа, но была ему близким душевным родственником. В результате они не эксплуатировали, а питали и вдохновляли друг друга. Они не подпирали друг друга, как описывает пословица, а стояли рядом, бок о бок, почти сорок пять лет совместной жизни.
Ив Голицына в Виктории
Бланш Ив Марион Прайор (в замужестве Голицына) родилась в Великобритании 27 февраля 1908 года. Ее семья была обеспеченной и не возражала, когда девушка выразила желание посвятить свою жизнь искусству. Ив Прайор занималась искусством всю свою жизнь, хотя темы, волновавшие и привлекавшие ее, сменились к концу ее жизни драматически. Ее творчеству недавно была посвящена небольшая выставка, которая была организована друзьями семьи Голициных – моими хорошими знакомыми Мари и Алеком Аллисонами.

Мари и Алек Аллисоны (и их многочисленные дети и внуки) являются прихожанами церкви Св. Софии в канадской Виктории, которую основал Никита Голицын, и играют в жизни этой церкви важную роль. Алек – казначей церкви, Мари руководит классом мозаики при церкви, под ее руководством была создана уникальная и очень красивая церковная мозаика (некоторые изображения этой мозаики можно увидеть здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/04/blog-post_30.html). Мари и Алек ухаживали за Никитой и Ив Голицынами в их старости и унаследовали от них большой семейный архив. Об одной Черной тетрадке Никиты Голицына, которая досталась мне от Алека, я писал недавно здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/12/blog-post_5.html.
Ив Голицына. Постер для Королевского конского шоу, 1935
На мой взгляд, Ив была художницей скромного таланта. Некоторые способности у нее несомненно имелись. Так например, в 1935 году ее рисунок жокея на прыгающей лошади выиграл большой конкурс постеров для престижного Королевского конского шоу. Лошади были другим жизненным увлечением Ив Прайор, кроме искусства. Это опять же очень типично для обеспеченной британской семьи начала 20-го века. Лошадей она рисовала много, и они у нее очень хорошо получались. При этом ее не интересовали полудохлые клячи, которых назидательно любили изображать русские передвижники, видевшие социальную несправедливость во всем, даже в том, как выглядели рабочие лошади. Нет, Ив любила рисовать красивых, холеных, хорошо откормленных и натренированных скакунов. Это было так скорее всего потому, что она сама была красивой, ухоженной, хорошо образованной, воспитанной и талантливой женщиной, и в этих скакунах она как бы рисовала себя.

В молодости, как и многие из нас, Ив претерпела влияние восточной экзотики. Ее стали интересовать индийские танцы, традиции и в общем, восточная мудрость и мудрецы. Несколько своих графических работ она посвятила индийским танцовщицам и своему учителю танцев – молодому индусу с жгучим взглядом. Наверняка общение с экзотическим красавцем не обошлось без поверхностной девичьей влюбленности!
Ив Голицына "Зима в Гатино, Квебек"
Вскоре однако мимолетное увлечение экзотикой прошло. Начались серьезные чувства, в творчестве возникли более глубокие темы. 19 января 1949 года в Лондоне был зарегистрирован ее брак с Никитой Голицыным. Затем молодожены переехали в Канаду, в Квебек. Там Ив посвятила несколько работ маслом простой и дикой красоте, которую она видела вокруг: канадским просторам, горам, природе, жизни обыкновенных квебекцев. В этих ее работах чувствуется влияние живописи художников канадской Группы Семерых. Ив больше не интересовалась внешней броскостью. Ей было интересно передать на холсте неувядаемую природную красоту, характер изображаемого человека, его суть. Несколько работ этого периода были выставлены на выставке, пара холстов была приобретена посетителями по весьма приличным суммам (галерейная выставка в Канаде – это всегда еще и продажа). Когда я спросил организаторов выставки Мари и Алека, где можно оставить пожертвование, они ответили, что все расходы по организации выставки работ Ив Прайор они окупили за счет продажи некоторых ее работ, и что если я хочу оставить пожертвование, мне лучше отнести его в церковь.
Ив Голицына "Портрет Джулианны"
(куплен во время выставки)
После официального «ухода на пенсию» (Никита иногда в молодости преподавал ради удовольствия), Ив с мужем уехали в Европу. Там Ив крестилась в православное христианство, а ее творческое воображение захватила православная иконопись, которую она изучала в европейских монастырях под руководством монахинь. Иконопись осталась с Ив до конца ее жизни. Созданные ею иконы находятся сейчас во многих частных коллекциях. Некоторые из них можно увидеть в церкви, основанной ее мужем, например икону "Вознесение". К иконописи Ив относилась очень серьезно, старалась следовать соответствующим монастырским правилам. Она получала благословение настоятеля церкви на написание икон, писала иконы либо в полной тишине, либо под православную музыку, молилась перед началом и после окончания работы. Мари Аллисон была одной из ее учениц. В своем мозаичном классе Мари сейчас продолжает «монастырскую» традицию отношения к своему труду.
Фрагмент иконы "Вознесение"
Мари и Алек Аллисоны вспоминают об Ив Прайор с большим уважением. По их мнению, Ив была не только одаренной художницей, но и удивительным человеком, чья сильная личность положительно повлияла на многих окружавших ее и Никиту людей. Ив Прайор ушла из жизни на 86-ом году жизни в Виктории 19 августа 1993 года. Никита Голицын пережил жену почти ровно на десять лет. Он ушел 24 августа 2003 года на 92-ом году жизни. Номинально эта выставка была посвящена 20-летию со дня смерти Ив, но фактически это была дань благодарности счастливому, продуктивному и равному союзу двух удивительных людей.

2 comments:

  1. Действительно интересная пара. А дети у них были?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Нет, детей не было. У братьев Никиты, которые живут в Америке, дети есть.

      Delete