Wednesday 30 April 2014

О библейских корнях Дня Труда

Советский плакат "Кто не работает, тот не ест"
В одной из предыдущих статей я писал о том, насколько важно любому современному человеку – верующему или неверующему – знать Библию (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/04/blog-post.html). Я писал, что существует много связей между современностью и библейскими текстами, а также о том, что вся европейская культура происходит из Священной Книги христианства. Первое мая, которое во многих странах мира празднуется как День Труда, является примером подобного рода неожиданных и не всегда заметных связей.

Все мы, бывшие и настоящие россияне, прекрасно знаем, что Первомай регулярно отмечался в СССР – этой самой, казалось бы, безбожной стране мира. Праздник был официальным выходным (даже обычно двумя: первого и второго мая) и сопровождался массовыми гуляниями и демонстрациями. Одним из самых популярных лозунгов советской первомайской демонстрации был всегда яркий афоризм «Кто не работает, тот не ест», впервые выдвинутый Лениным в его статье 1917 года «Государство и революция», а затем подхваченный его верным помощником Свердловым. Эти матерые революционеры и воинствующие атеисты выросли в царской России, где Закон Божий был важнейшим школьным предметом. Оба, наверняка, неплохо знали Библию (в том числе и потому, что отец Свердлова был крещенным евреем).

Это значит, что они были знакомы с новозаветным Вторым Посланием Павла к Фессалоникийцам, откуда и происходит фраза «Кто не работает, тот не ест» (2 Фес. 3:10). Этот выдающийся афоризм оказывается перекочевал в их революционные статейки из Книги, которую большевики запретили! Конечно, о его «неправильном» происхождении они «усиленно» молчали. И до сегодняшнего дня многие современники повторяют эту фразу на митингах – уже в честь Дня Труда – не осознавая ее библейского происхождения. Даже довольно большая англоязычная статья в Википедии, посвященная этому высказыванию, на сегодняшний день не переведена на русский язык. О происхождении этого высказывания есть несколько кратких статей в Интернете, но все-таки самый надежный доступ к этому знанию осуществляется через Библию.

Апостол Павел написал два послания к христианской общине в древнегреческом городе Фессалоники (сегодня – Салоники). Оба послания включены в Новый Завет. Первое послание написано в довольно мягком тоне, во втором же Павел высказывается несколько жестче – отсюда и довольно ультимативный характер требования ко всем членам общины работать, чтобы «есть свой хлеб». Своими письмами апостол Павел хотел ответить на некоторые вопросы, с которыми столкнулась молодая и немногочисленная христианская община в огромном, по тем временам, языческом городе. Вопросы у молодых христианских общин в разных городах были примерно одни и те же: как оформлять неизбежный деловой или даже дружеский контакт с язычниками, как противостоять языческой моральной распущенности и поклонению идолам, как выстраивать христианскую позицию в культуре, которая большое внимание уделяла всяческого рода сомнительным публичным развлечениям (например, гладиаторским боям), как распознавать ложных пророков и псевдочудотворцев, которыми был наводнен древний мир, и т.д. На все эти вопросы молодых и неопытных христианских общин Павел давал ответы в своих посланиях. Если первое послание не решало всех вопросов, он писал второе.
Апостол Павел пишет одно из своих посланий
(византийская миниатюра 12-го века)
В своем Втором Послании к Фессалоникийцам Павел высказывает свою поддержку христианам Фессалоникии, которые подвергались жестоким гонениям со стороны язычников (сам Павел в это время сидел в тюрьме за свои убеждения и не мог приободрить фессалоникийцев лично). Он также обсуждает неожиданную проблему, возникшую из-за неправильного толкования некоторыми членами христианской общины Пришествия Мессии Иисуса Христа. В частности, Павел узнал, что среди фессалоникийских христиан существуют такие, которые «поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3:11). «Суетящиеся» члены общины верили, что вот-вот наступит конец света, с которым ассоциировался приход Мессии. Не желая утруждаться более, они жили за счет работающих христиан, вызывая таким образом у них сомнение и другие нехристианские чувства. Были среди них, несомненно, и те, кто просто прикрывали свою лень якобы ожиданием конца света.

В своем Втором Послании Павел разъясняет, что конец света наступит не просто после Пришествия Мессии, а после Его Второго Пришествия. В мире к этому моменту произойдут различные важные события. Такими будут всеобщий бунт, приход антихриста, восседание его в Божием храме и выдача себя за Бога, ложные чудеса и знамения и т.д. (2 Фес. 2:3-12). Эти события нельзя будет пропустить, но поскольку они еще не случились, Второго Пришествия Христа пока нет. Поэтому Павел призывает всех фессалоникийцев «стоять твердо, хранить предания», а также работать - по примеру самого Павла, который во время своего визита в Фессалоники «ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, что мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания» (2 Фес. 3:8-9).

Здесь и звучит призыв не кормить тех, кто не работает. Иначе говоря, если после разъяснений Павла найдутся такие, которые продолжат отказываться от работы, то и относится к ним надо соответственно – как к дармоедам. Теологически оправдать свое бездействие эти люди уже не смогут.

В каком-то смысле Ленин со Свердловым высказались примерно в этом же духе, когда выдвинули лозунг «Кто не работает, тот не ест». Они тоже боролись с дармоедами, которые однако в этот раз оправдывали свое бездействие не Вторым Приходом Мессии, а наступлением коммунистического рая немедленно после октябрьского переворота 1917 года. Конечно, к тому моменту и «Николашку сбросили» и награбленное активно грабится – зачем еще кому-то работать?

Ленин и его правительство решили в одночасье подменить в России православие коммунистической идеей. Удивительно, что некоторое время они преуспевали в реализации своего сатанинского плана. Однако, как и любое ложное учение, ленинизм не продержался долго и оказался на свалке истории, уступив православию его законное лидирующее место в российском обществе.

Неизбежное присутствие дармоедов в библейские времена и сегодня говорит нам о том, что человек недалеко продвинулся в своем развитии за два тысячелетия, и все также, если еще не больше, нуждается в отеческом библейском наставлении.

2 comments:

  1. Очень интересный факт! У меня эта фраза даже не с большевиками ассоциировалась, а исключительно с "Шуриком".

    ReplyDelete
    Replies
    1. В "Шурике" кажется было "Кто не работает, тот ест" - народная вариация библейского оригинала.

      Delete