Friday 13 June 2014

О Годзилле и фильмах-катастрофах

История гигантской и злобной ящерицы Годзиллы принадлежит к тем счастливым сюжетам, которые нет нужды пересказывать детально – их и так все знают. Все знакомы с этой страшной японской сказкой, в которой из моря во время ураганов и смерчей вылезает на берег ужасная рептилия-мутант. У нее маленькие хищные глаза, большие острые зубы, а на голове и вдоль спины – шипы, похожие на рога. Она издает громкое и отвратительное рычание. На берегу она производит в городах людей катастрофические разрушения. Разбегающиеся от гигантского морского чудовища люди имеют мало шансов на спасение. В оригинальном японском фильме 1952 года многочисленные жертвы этой катастрофы почему-то в ужасе закрывали голову руками – как будто это могло спасти их от огромной Годзиллы, которая бегала по городу и давила людей, как тараканов.

Несмотря на то, что сказка эта довольно странная и невероятная, она весьма живучая. И вот уже очередной блокбастер с гигантской ящерицей довольно успешно идет на экранах мира – в этот раз в формате 3-D. Отзывы критиков на новую «Годзиллу» в основном положительны. Они превозносят тот факт, что создатели фильма с самого начала успешно захватывают внимание зрителей, доводя его до пика к тому моменту, когда через час после начала фильма, на экране наконец появляется Годзилла. Ее внешний вид сочетает в себе черты тиранозавра, медведя и комодского варана, а рев создан таким, чтобы быть слышным за 5 километров. Я может и посмотрю эту версию, особенно учитывая, что большая часть фильма снималась здесь, на острове Ванкувер, на заброшенной железной дороге из Виктории в Нанаймо, по которой я не раз ездил, когда она была открыта.
Пророк Иезекииль наблюдает... НЛО?
Я не уверен, осознают ли создатели «Годзиллы» и других фильмов-катастроф, что очень часто идеи для своих историй они черпают из апокалиптических книг Библии. Самая известная из них – это конечно новозаветные «Откровения Иоанна Богослова», но катастрофы, удивительные явления и страшные существа описываются и в других книгах Библии. Особенно на них богат Ветхий Завет. Годзилла, например, поразительно напоминает адских зверей, выходящих из моря на берег, и детально описанных в кошмарных снах пророка Даниила: льва, медведя и барса. Картину дополняет последний четвертый зверь, почему-то заставляющий подумать об огромном тиранозваре: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан. 7:7). Сторонники символического осмысления Библии считают, что Даниил под этим годзилло-образным зверем имел в виду растущую Римскую империю, которая вскоре захватит Иудею. О других, не менее жутких событиях можно почитать в ветхозаветных книгах Бытия, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Захарии и т.д. Особенно удивительна книга пророка Иезекииля, в которые очень образно и со священным ужасом описывается то, что многими нашими современниками считается первым зафиксированным в тексте контактом человека с инопланетянами. Описания «инопланетного корабля» даны Иезекиилем настолько детально, что ученые даже пытались его построить на основании библейских образов.

Особенно богаты на разнообразные глобальные катастрофы новозаветные «Откровения Иоанна Богослова». Здесь можно найти почти все излюбленные темы современных голливудских мастеров и популярных писателей: глобальное и быстрое распространение смертельного вируса, чумы («Заражение» С.Содерберга, «Противостояние» С.Кинга), падение огромного космического тела на Землю («Столкновение с бездной», «Армагеддон», «Метеор» и т.д.), нападение зверей на человечество («Птицы» А.Хичкока), глобальные ядерные конфликты и их чудовищные последствия («Дорога» К.Маккарти). Катастрофа библейского характера описана даже в таком казалось бы неожиданном фильме, как «Калигула», только там речь идет о катастрофе моральной, которая происходит из всеобщего падения нравов. Не сомневаюсь, что создатель этого фильма Тинто Брасс весьма внимательно изучал историю о Вавилонской Блуднице из «Откровений..» перед тем, как взяться за свой эпический и непристойный шедевр.

Я бы даже сказал больше. Если современный автор фильма или книги-катастрофы ищет вдохновения, если он хочет разработать тему, которая должна взбудоражить читателя, разбудить в нем древние страхи, вызвать у него необъяснимый магнетический интерес, то такому автору просто необходимо почитать Библию. Там он обязательно найдет образы и идеи, которые ему подойдут прямо или косвенно.

Справедливости ради нужно добавить, что Библия не только пугает, но и успокаивает. Этой книге дана такая удивительная и уникальная сила. Несмотря на все свои грозные предупреждения и страшные описания, в положительном смысле ее общего послания нельзя сомневаться.

No comments:

Post a Comment