Wednesday 22 October 2014

Об аварии на российском сухогрузе "Симушир" у берегов Канады

На борту "Симушира" было 400 тонн мазута
На прошлой неделе полусонная жизнь немногочисленных обитателей отдаленных тихоокеанских островов Хайда Гвайи (ранее острова Королевы Шарлотты) была нарушена довольно странным происшествием. Недалеко от этой канадской территории, которая славится своей чистотой и природными богатствами, потерял управление российский сухогруз Симушир. На своем борту корабль нес около 400 тонн флотского мазута и 50-ти тонн дизельного топлива. По морским меркам это был небольшой корабль, куда меньше супертанкеров,способных нести на своем борту в сотни раз больший груз. Симушир, казалось, был покинут людьми и свободно дрейфовал вдоль побережья этих почти не тронутых цивилизацией островов.

У островов Хайда Гвайи в тот день погода была хорошая, штормов и сильных ветров не ожидалось. Благодаря этому Симушир не приблизился к скалистым берегам ближе, чем на 17 километров. Если бы погодные условия были хуже, что часто бывает в этих местах, его бы быстро отнесло к скалистому берегу, где он бы сел на мель. Столкновение повредило бы сухогруз, и мазут с дизельным топливом стали бы вытекать из него в океан. Это бы нанесло сильнейший удар по богатой морской природе островов, канадскому правительству пришлось бы потратить миллионы долларов и много времени на ликвидацию последствий такой экологической катастрофы.

К счастью, катастрофы в этот раз не произошло. По оценке специалистов, островам Хайда Гвайи просто повезло, особенно учитывая, что первый морской буксир появился на месте происшествия только через 20 часов после того, как потерявший управление корабль был замечен береговой охраной. Все это время корабль был в полной власти природы. Но даже после того, как буксир подплыл к Симуширу, первые попытки удержать его были неудачными. Когда канадский корабль береговой охраны Гордон Рейд попытался отбуксировать Симушир, его тросы три раза лопались. Кроме того, мощности самого буксира оказалось недостаточно для этой задачи. Совершенно случайно недалеко оказался американский буксир Барбара Фосс, обладавший гораздо большими мощностями. Он пришел на помощь незадачливым канадцам и смог отбуксировать Симушир в ближайший крупный канадский порт Принц Руперт. Однако, если бы Симушир оказался супертанкером, то и Барбара Фосс была бы бесполезной. Специалисты уже высказались, что огромный дрейфующий нефтяной супертанкер невозможно долго удерживать вдали от берегов с помощью швартовочных тросов и среднего размера буксиров. Своей огромной массой он быстро разорвал бы любые тросы и продолжил бы свободно дрейфовать, пока не сел бы на мель. Тысячи тонн нефти вытекли тогда бы в океан.
Буксир "Барбара Фосс" - герой аварии на "Симушире"
Возникают вопросы, конечно, относительно причин потери управления Симуширом российской командой. Корабль был на вполне законной и запланированной миссии перевоза топлива и грузов из американского порта Эверетт штата Вашингтон в Россию. Сначала местные канадские СМИ сообщили о том, что с капитаном корабля что-то произошло, вроде инфаркта, и его некому было заменить из команды. Согласно другой, подтвержденной версии, на корабле сломался механизм подогрева топлива. Аварийной системы подогрева топлива на Симушире почему-то не оказалось. В любом случае в планы российских моряков вмешалась неожиданность, к которой они оказались неготовы, и в результате они потеряли управление кораблем. В этот раз все обошлось, но в худшем случае последствия отсутствия готовности экипажа к экстренным ситуациям могли быть плачевными.

Иначе говоря, авария, произошедшая с Симуширом, случилась при поразительно счастливых обстоятельствах: спокойной погоде, небольшом размере потерпевшего корабля, случайном появлении невдалеке американского буксира, который смог оттащить Симушир от скалистых берегов. Стоит ли и в дальнейшем надеяться на такую удачу? Учитывая, что нефтедобывающая компания Энбридж собирается протянуть нефтепровод из Альберты к тихоокеанскому Китимату (совсем недалеко от Хайда Гвайи) и грузить там супертанкеры, корабельное движение в местных водах существенно увеличится. Это будут не корабли среднего размера, как Симушир, а огромные, в километр длиною супертанкеры до краев наполненные сырой нефтью. Удача в один день повернется к девственному тихоокеанскому побережью Северной Америки совсем другой своей стороной. (О проекте компании Энбридж "Северные ворота" и проблемах, с ним связанных, я писал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post_18.html). Причем, это лишь вопрос времени. Можно создать какую угодно продвинутую систему реагирования на танкерные аварии, но нельзя контролировать погоду или суда чужих государств, особенно если в этих государствах раздолбайство превозносится как неотъемлемая черта национального характера.

Это далеко не первая подобная критическая ситуация, случившаяся у тихоокеанского побережья Северной Америки. В 1989 году танкер Экскон Вальдес сел на мель у берегов Аляски, пролив в окружающие воды 35 тысяч тонн сырой нефти. В 2006 году огромный паром Королева Севера затонул у берегов северной Британской Колумбии. Мазут из его баков до сих пор загрязняет воды заповедного морского пути Внутренний Пролив. Дрейфующий Симушир послал еще один тревожный звонок тем, кто обеспокоен сохранением экологии этого девственного региона. Факты свидетельствуют о том, что пока танкеры плавают в местных водах, опасность разлива нефти будет сохраняться. Чтобы в корне предотвратить экологические катастрофы подобного рода, нужно уменьшать зависимость человечества от нефти. Пока это не произошло, необходимо вкладывать деньги в систему аварийного реагирования, хотя это не решит проблему на 100%. И уж точно не стоит рассчитывать на удачу.

1 comment:

  1. NTCL barge adrift in Arctic ice now off Russia's coast
    Tracking device put on barge shows it is currently about 42 km away from Russia, spokesman says

    A barge owned by Northern Transportation Company Ltd. that went adrift last fall on its way to Tuktoyaktuk, N.W.T., is now off Russia's northeast coast.

    Ed Page, who is with the Marine Exchange of Alaska, says a tracking device put on the barge shows it is about 42 kilometres away from Russia.

    "It's doing extremely well for a vessel that doesn't have its engine on or a crew," he said. "It's avoiding all hazards and moving along at a pretty good clip."

    The barge broke away from its towboat in October as it was returning to Tuktoyaktuk after delivering supplies to a remote site along the Canadian coastline. It is unloaded, although it is carrying 3,500 litres of light diesel in fuel tanks.

    No tugboats were available to rescue the barge that late in the season, and it became stuck in ice. NTCL had a GPS tracker dropped onto the vessel and has been following its movement, along with the State of Alaska and the U.S. Coast Guard.

    The barge has so far travelled about 2,200 kilometres.

    "It would go west for a while, north for a while. It's been described as a drunkard's walk," said Mark Serreze, of the National Snow and Ice Data Centre in Colorado.

    'Third World management'

    NTCL says it will rescue the barge in July, but if it doesn't, currents could bring it crashing into the Russian coast, or take it deeper out into the Arctic ocean.

    "Typically what would happen is it would get caught up in the trans-polar drift stream, where the motion of ice is kind of away from the Siberian coast out into the Central Arctic ocean," said Serreze.

    "Now if that were the case, eventually this thing would come out the other side of the Arctic on the Atlantic side … maybe though Fram Strait between Greenland and Spitsbergen. But again, it will depend on what the weather patterns are."

    Serreze says they've been getting some "crazy weather patterns in the Arctic as of late."

    Edward Struzik, a fellow at Queen's University and author of Future Arctic, says the case of the drifting barge shows Canadians are unprepared to manage future Arctic shipping routes.

    "It's comical watching it, in a sense, but I think there's a more serious aspect to this," he said. "This barge has been migrating helplessly into American waters, and now into Russian waters, and really we are helpless to do anything about it.

    Struzik says while forecasts show more volatile shipments will be moving through the Arctic in the coming years, "we still don't have the infrastructure: the icebreakers, the clean-up technology, and the ports with which to deal with a potential disaster.

    "It's Third World management of a growing economic region."

    ReplyDelete