Thursday 30 April 2015

Искусство Эндрю Дэдсона: пустота в красивой рамке

"Растянутый черный", Эндрю Дэдсон
«Эта выставка представляет из себя художественную величину, близкую к нулю», - написал я недавно про необычную выставку российского художника Ивана Земцова «От Ани до Яны», которая посвящена шоколадным оберткам (смотрите мою статью «Сладкий абсурд российского художника Ивана Земцова» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/blog-post_22.html). Тем не менее, выставка Земцова не равнялась нулю, благодаря одному своему аспекту: художественному оформлению в рамки. Когда артефакты оформляются и презентуются со вкусом, это производит довольно сильное эстетическое воздействие, которое ценно само по себе.
"Растянутый белый", Эндрю Дэдсон, 2012
На повторные мысли о приоритете презентации произведений современного искусства по сравнению с предметом этих произведений меня натолкнула выставка современного молодого канадского художника Эндрю Дэдсона «Над Солнцем» (Andrew Dadson’s “Over the Sun”). Название выставки восходит к футуристической русской опере 1913 года «Победа над Солнцем». Ее сценический дизайн разработал великий российский художник Казимир Малевич, известный в первую очередь своей культовой картиной «Черный квадрат» (1915). Дэдсон признается, что «Черный квадрат» сильно вдохновляет его творчество. Выставку «Над Солнцем» я имел возможность на днях оценить в Ванкуверской галерее искусств (смотрите сайт выставки здесь: http://www.vancouverartgallery.org/the_exhibitions/exhibit_dadson.html).
"Картина из загнутых уголков", Э. Дэдсон, 2014
Художник признается, что это произведение навеяно "Черным квадратом" Малевича
Ее автору Эндрю Дэдсону всего лишь 35 лет. Для художника таких лет выставляться в крупнейшей канадской галерее с выставкой – это большое достижение и признание высокой художественной ценности его труда. Работы Дэдсона действительно впечатляют. Мне особенно запомнились результаты его продолжающегося проекта под названием «Клинопись» ("Cuneiform"). Суть проекта состоит в том, что Эндрю снимает на фотокамеру в Ванкувере и Лос-Анжелесе места, с которых муниципальные службы сдирают старые плакаты. Остающиеся на досках объявлений следы от клея он находит «каллиграфическо-красивыми по форме, и физическими проявлениеми коллективного подсознательного по содержанию».
"Прерывистые линии", Э. Дэдсон, 2015
На мой взгляд, по сравнению с предметом проекта Дэдсона "Клинопись", предмет проекта Земцова просто блекнет! К сожалению я не смог найти в Интернете изображения "Клинописи", но каждый наверняка видел эти уродливые следы, остающиеся от клея, которым приклеиваются плакаты и объявления к заборам или столбам. Увидеть в них «каллиграфическую красоту» и «проявления коллективного подсознательного», по-моему, возможно только приложив особое умственное усилие. Это не шоколадные обертки, которые хотя бы напоминают о сладком вкусе шоколада. Это просто фотографии какой-то настенной грязи.

Но не все так однозначно у Дадсона. Он с тонким вкусом оформил эти фото следов от клея в рамки, красиво расположил их на стене галереи, сопроводив их рассеянной подсветкой. В результате они стали смотреться очень даже симпатично, интересно и даже как-то загадочно!
"Вид на небеса", Э. Дэдсон
То же самое произошло и с шоколадными обертками на выставке «От Ани до Яны». Обладая развитым художественным вкусом Земцов красиво оформил их в рамки, учитывая не только цветовую гамму обертки, но и серый фон гранитной стены, на которой висели работы. Даже просто вид его оформительской деятельности приносит эстетическое удовольствие. Поэтому за счет удачного оформления художественная ценность его выставки нулем не является.

В повышенном внимании художника к эстетике оформления его работ имеется, на мой взгляд, большой смысл. Согласно одному из определений постмодернизм фетишизирует предметы потребления. В этом смысле выставка Земцова подпадает под определене «постмодернизм», с чем Земцов согласился в своей ответной статье (http://kabochek.livejournal.com/172380.html). Наш первый «обмен любезностями» казался в первую очередь той части определения постмодернизма, которая говорит о «предметах потребления». Однако в этом определении имеется еще и «фетишизация», то есть превознесение или даже культ этих самых товаров потребления.

Я утверждаю, что высокохудожественное оформление предметов творчества постмодернистов является материальным выражением этого превознесения. Иначе говоря, презентация – это то, что отделяет фантик или какой-нибудь другой мусор от предмета искусства. Фантик сам по себе не произведет того эстетического воздействия, какое произведет тот же фантик в красивой рамке, повешенный на стене подходящего фона и эффектно подсвеченный.


Я сначала хотел проилллюстрировать эту статью изображением проекта «Клинопись» Дэдсона, но не нашел его в Интернете (в галерее фотографировать запрещали). Может быть это и к лучшему, потому что картинки высохших остатков клея меня не привлекают, хотя повторюсь, оформлены они были со вкусом. Чтобы проиллюстрировать эту статью я решил соответственно поэксплуатировать тему кофе, которое люблю пить, особенно закусывая хорошим шоколадом. Для этого я быстро создал в графическом редакторе Paint несколько «картин», взяв ряд довольно затертых образов, имеющих отношение к кофе, и вставив их в симпатичные виртуальные рамки. В результате картинка с рамкой стала выглядеть гораздо свежее, интереснее и даже как-то художественно, чем без рамки, что вы можете оценить сами.




No comments:

Post a Comment