Friday 8 May 2015

О Ванкуверской галерее искусств: поиск идентичности продолжается

Современное здание Ванкуверской галереи (2015)
Ванкуверской галерее искусств (1) этот блог обязан многим. Ее посещение регулярно подпитывает автора этого блога удивительными мыслями и знаниями, имеющими отношение к искусству (например, читайте статью «О портретах», 2). Самая популярная статья этого ресурса была написана по следам одной из выставок в этой галерее. Статья «Лидия Делекторская - свет очей Анри Матисса» (3) набрала уже несколько десятков тысяч просмотров со времени ее написания в июле 2012 года и регулярно продолжает просматриваться посетителями блога. В этой статье я бы хотел наконец рассказать о Ванкуверской галерее искусств. Несколько любопытных фактов о ее истории и современной жизни я почерпнул из своего недавнего визита на выставку «Материальное будущее: Архитектура компании «Герцог и де Меврон» и Ванкуверская галерея искусств» (4).

Я люблю писать о галереях и музеях, которые я посетил, и, видимо, получается неплохо, потому что мои отчеты набирают максимальное число просмотров. Статьи про музей Гуггенхайма в Нью-Йорке («О нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма: спиралевидная архитектура как мировоззрение», 5) или про Галерею искусств Онтарио в Торонто («О Галерее Искусств Онтарио: богатая коллекция уникального и очень красивого канадского искусства», 6) находятся в первой десятке наиболее просматриваемых статей этого блога.
Первое здание Ванкуверской галереи (1931)
Про Ванкуверскую галерею писать пока не довелось. Должен признаться: виной тому является ее угрожающая и консервативная архитектура. Галерея располагается в бывшем здании ванкуверского суда, мрачная архитектура которого не способствует свободному полету творческой мысли, какой я испытал, например, в удивительном здании музея Гуггенхайма. Конечно, это не означает, что сама ванкуверская галерея такая же мрачная и консервативная. Напротив, галерея эта прекрасная, очень продвинутая, она регулярно организует удивительные и современные выставки, например, читайте мой отчет об одной из самых свежих их выставок «Искусство Эндрю Дэдсона: пустота в красивой рамке» (7).
Музей Тейт, Лондон ("ГидМ")
Выставка «Материальное будущее: Архитектура компании «Герцог и де Меврон» объяснила мои сомнения и положила им конец. «Герцог и де Меврон» это швейцарская архитектурная фирма (8), которая разрабатывает архитектуру для нового современного здания Ванкуверской галереи. Ее современному архитектурному стилю и посвящена выставка «Материальное будущее». Среди причин, по которым Ванкуверская галерея планирует переселиться в новое здание, под номером один озвучена следующая: необходимость трансформации образа и идентичности Ванкуверской галереи, поскольку вид ее настоящего здания создает образ консервативности и авторитаризма, тогда как галерея хочет производить динамичный и интерактивный образ. Таким образом мои сомнения были официально объявлены действительными: здание галереи противоречит ее содержимому настолько серьезно, что галерея хочет построить и переехать в более подходящее здание.
Арт-центр Уолкера, Миннеаполис ("ГидМ")
Конечно же для столь дорогого проекта имеются и другие значительные причины: необходимость таких вещей, как предоставление посетителям новых интересных выставочных пространств, обеспечение более безопасных и современных условий для хранения артефактов, создание лучшей сейсмической устойчивости здания и т.д. Строительство нового здания намечено произвести между 2018 и 2021 годом.

Первоначально Ванкуверская галерея была открыта в 1931 году в здании, которое было украшено в популярном в те годы стиле арт-деко по адресу 1145 Georgia St. Ее площадь была 5500 квадратных футов. Помимо выставок галерея организовывала уроки изобразительного искусства, фотосалон и даже кино. В 1951 году галерея расширила площадь до 12000 кв. футов (вдвое) за счет утилизации окружающих пространств. В 1974 году муниципалитет Ванкувера выкупает у государства здание суда, построенное в 1906 году знаменитым архитектором сэром Фрэнсисом Раттенбери, автором Здания Парламента Британской Колумбии и гостиницы «Императрица» в соседней Виктории. К началу 1980-х годов галерея провела успешный сбор средств под лозунгом «Увидимся в суде» (Take the Gallery to Court). В 1983 году галерея продала старое здание, приобрела здание суда и переехала в него. Сейчас галерея располагается по адресу 750 Hornby St. Ее площадь увеличилась до 41400 кв. футов. В 2021 году Ванкуверская художественная галерея планирует открыться на углу W. Georgia & Cambie St. Это будет связующее звено «Ванкуверского квартала искусств», который объединит такие исторические части города, как Газтаун, Чайнатаун, центр города и Восточный Ванкувер.
Альянс-арена, Мюнхен ("ГидМ")
Конечно же главной причиной физического роста галереи было увеличение ее коллекций. Первоначально галерея выставляла коллекцию британского портрета, пейзажа и изделий печати 18-го века, всего 127 артефактов. Таким образом, поиск своей художественной идентичности в Британской Колумбии начался с британского искусства. В 1945 году своим завещанием великая канадская художница и литератор Эмили Карр оставляет более 150 работ Ванкуверской галерее. Это уже было искусство самобытное, отражающее местные реалии, и особенно своеобразный местный климат, природу и индейскую культуру. Искусство Эмили Карр радикально отличается от британского (смотрите статью «Об Эмили Карр: настоящая канадская художница», 9). Приобретение коллекции Э. Карр послужило сильным толчком для начала оформления самоидентичности искусства Британской Колумбии и даже, в некотором смысле, канадского искусства в целом. Переезд галереи в новое здание – еще один шаг в этом направлении.
Национальный стадион, Пекин ("ГидМ")
Коллекции галереи продолжали расти. Сегодня она насчитывает почти 12 тысяч единиц хранения, из которых свыше 4 тысяч были приобретены галереей после 2000 года. Вся коллекция оценивается суммой, превышающей 300 миллионов долларов. Сегодня почти половина всех галерейных артефактов это работы на бумаге, 1/3 – фотографии, 1/5 – картины, и оставшаяся маленькая часть – скульптуры, текстиль, книги, мультимедиа и т.д. Чтобы их все хранить, галерея снимает четыре дополнительных помещения по всему городу. Галерея регулярно выставляет только 1%-3% всего своего фонда.

Важно отметить, что свыше 75% всех артефактов были не проданы, а подарены галерее (около 8560 работ)!

Все эти сведения подводят меня вот к каким выводам. Здание музея или галереи является таким же произведением искусства, как и весь остальной фонд этой самой галереи или музея. Только здание – гораздо более важное произведение, поскольку оно на виду и шлет всем некий сигнал. Для галереи важно, чтобы этот сигнал совпадал с ее посланием миру. В случае с Ванкуверской галереей эти сигналы пока не совпадают, создавая в публике некий нежелательный когнитивный диссонанс. Результатом этого когнитивного диссонанса может быть то, что люди просто меньше пишут о галерее, меньше в нее ходят, и галерея оставляет недостаточно большой след в коллективном сознании, поскольку известно, что когнитивный диссонанс – вещь для людей не очень приятная. Конечно, в Ванкуверской галерее посетителей очень много, но я вспоминаю, что в нью-йоркском музее Гуггенхайма, который раза в четыре меньше Ванкуверской галереи, народу было просто не протолкнуться. Повышенная посещаемость не может не отражаться на бюджете заведения и на его влиянии на умы людей.
Кондоминиум "Бейрутские террасы" ("ГидМ")
Однако бюджет галереи – далеко не самый важный инструмент обновления фонда. Это особенно важно сегодня, когда цены на общепризнанные произведения искусства взлетели до астрономических высот. Например, напомню, что всего лишь одна и далеко не самая важная картина Эмили Карр «Сумасшедшая лестница» была продана в 2013 году за 3,39 миллиона долларов. Можно сказать, что в этой картине сумасшедшая не только лестница, но и продавец, а особенно – покупатель, готовый выложить за нее такие деньжищи. И это далеко не предел! Картина Сезанна «Игроки в карты» была продана в 2012 году за 250 миллионов долларов Королевской династии Катара («Прекрасная и очень дорогая картина», 10). Таким образом, Ванкуверская галерея искусств может распродать почти всю свою коллекцию стоимостью 300 миллионов долларов, а затем купить и вывесить у себя одну картину Сезанна. Оставшиеся 50 миллионов можно потратить на современную систему охраны и экологического контроля, хотя при сегодняшних ценах этих денег может и не хватить.
Внутри одного из зданий, построенного по проекту "Герцог и де Меврон"
Конечно же не бюджет – основной источник обновления подобного фонда. Если только покупать искусство, на которое люди захотят посмотреть, то никаких денег не хватит. Как всегда, самый важный ресурс здесь – человеческий. Это хорошо понимают в Ванкувесркой галерее, 75% фонда которой составляют дары. К счастью, канадское законодательство способствует благотворительности, предоставляя за нее значительные налоговые льготы. В результате, произведения искусства висят не в частных коллекциях, где они радуют только своих хозяев, а в публичном доступе, где на них могут посмотреть самые обыкновенные люди. Будучи доступными множеству посетителей, кто знает, какие мысли эти произведения родят и к каким свершениям в будущем они приведут. Ванкуверская галерея предоставляет этот доступ масштабно уже свыше 80-ти лет, и после переезда в новое удивительное здание по проекту швейцарской фирмы «Герцог и де Меврон» она наверняка сможет увеличить свой культурный след.
Магазин фирмы "Прада", Токио ("ГидМ")
1. http://www.vanartgallery.bc.ca/index.html
2. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_16.html
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_14.html
4. http://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_materialfuture.html
5. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/08/blog-post.html
6. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html
7. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/blog-post_30.html
8. http://en.wikipedia.org/wiki/Herzog_%26_de_Meuron
9. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_29.html
10. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/02/blog-post_18.html

1 comment:

  1. Бюро Herzog & De Meuron представило проект здания будущей Художественной галереи в Ванкувере (Канада), которое становится массивнее к верхним этажам.

    http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-news/217371-gallery

    70-метровое строение имеет семь этажей (плюс два подземных). Внешние стены нижних сделаны стеклянными, поэтому с улицы видно, что за ними происходит. Основные выставочные галереи находятся на верхних и закрытых этажах. В галереи можно попасть через сад, расположенный под нависающими над ним верхними этажами. Из-за поднятой над землёй конструкции, считает бюро, в сад будут поступать свет и свежий воздух.

    Концепция, говорит Жак Херцог, основана на контрасте между малоэтажным зданием и более высоким и скульптурным строением. При этом его внешний вид вдохновлён тем, «как в прежние времена в Ванкувере строили улицы». Это также подчёркивает то, что галерею в основном будут строить из местных пород дерева.

    ReplyDelete