Wednesday 10 June 2015

Многочисленные оттенки белого в работах Мари-Андрэ Аллисон

Мари-Андрэ Аллисон на открытии выставки Bianco,
со своей мозаичной работой "Крыло Ангела"
«Я рада, что ты одет в белое!» - приветствовала меня мой хороший друг и художник Мари-Андрэ Аллисон, когда я пришел на открытие ее выставки «Bianco. Focus on Whites in Ancient and Contemporary Media» («Белизна. Оттенки белого, созданные современными и древними средствами»). Я был действительно одет в светлый костюм, но совершенно случайно, нарядиться в цвет выставки мне не пришло в голову. Про себя я вздохнул с некоторым облегчением, оказавшись столь неожиданно для самого себя одетым тематически, и ответил Мари: «Конечно, конечно. А какое красивое на вас белое платье!». Мари улыбнулась. Комплимент ей явно понравился.

Мари-Андрэ Аллисон – художница со стажем. Она окончила Монреальскую академию искусств еще в 1974 году, и с тех пор не прекращала заниматься искусством. На этом пути она встретила немало интересных людей, которые повлияли на ее творчество и мировоззрение. Одним из таких людей была художница Ив Голицына, жена князя Никиты Голицына, основателя православной церкви Святой Софии в канадском городе Виктория («О счастливом союзе Ив и Никиты Голицыных», http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_6.html). Выставка Bianco посвящена творчеству самой Мари. Выставка открыта до 30 июня в галерее Martin Batchelor в Виктории (Британская Колумбия, Канада). Сайт художницы можно посмотреть здесь http://www.artopenings.ca/marie-allison.html.
"Трещина во льду", М.-А. Аллисон, 2015
Мари-Андрэ работала с разным материалом, но наибольших успехов она достигла в мозаике, которой она обучалась в Италии. Мозаичный купол, законченный недавно в церкви Св. Софии ее прихожанами под общим руководством Мари-Андрэ – это самое настоящее произведение мозаичного искусства, уникальная и яркая визитная карточка этой небольшой православной церкви. Помимо классических форм церковной мозаики и иконографии Мари-Андрэ также интересуется концептуальным и абстрактным искусством. Выставка Bianco посвящена этой части ее художественных интересов. На выставке показаны недавние работы Мари-Андрэ. Они выполнены маслом, глубокой печатью, энкаустикой (техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск). Выставлены также мозаичные абстрактные работы из камней, ракушек и цветного стекла, а также «объективные» предметы в «натуральную» величину: мозаичное платье и ангельское крыло. Платье, в которое была одета Мари, и в отношении которого я сделал ей комплимент, оказывается было сшито ее дочерью и украшено узорами по модели мозаичного платья. Своим комплиментом я как бы заодно дал комплимент и ее мозаичной работе, что и понравилось Мари-Андрэ.

Как и заявлено в названии выставки, абстрактные работы Мари-Андрэ опираются в основном на белый цвет в своем художественном воздействии, обыгрывая его многочисленные оттенки. Эти оттенки как бы общаются друг с другом, они «дружат» или «конфликтуют» между собой и с другими цветами. Внутренняя динамика их «отношений» выражается через появление линий, точек и форм контрастных цветов в стратегически-важных частях работ, прогрессию в развитии их структуры.
"Трещина во льду", деталь
Например, мозаика озаглавленная Crevasse (Трещина во льду) сложена из венецианского стекла, мрамора и кварцевого минерала оникса. Плотность и деликатность укладки разная, что создает ощущение некоего внутреннего структурного развития. Переливающиеся блестки напоминают внутренности прозрачного куска льда, а неожиданная черная полоса с синей точкой прерывает общую белизну образа, придавая работе ощущение надлома, той самой трещины во льду.

В энкаустической работе Rise I динамика размещения круговых блеклых форм, неровных поверхностей и размытых цветов создает некий легкий взлетающий образ. Эту работу наверное интересно воспринимать подушечками пальцев. «Я представляла слегка загустевший белый мед, когда создавала эту картину», - сказала мне Мари об этой картине. Энкаустику, древнейшую художественную технику, Мари-Андрэ ценит за ее скульптурные качества, многослойность.
"Rise I", М.-А. Аллисон, 2014
Все выставленное искусство продается, цена колеблется от 700 до 3000 долларов. Я думаю, что это цена вполне подъемная для какого-нибудь среднего бизнеса, который хочет украсить свои офисы современным качественным искусством. Работы Мари-Андрэ создают вполне ощутимый амбиенс, атмосферу в помещении, где они висят, а благодаря своей белизне, атмосфера создается светлая, приподнятая. Мозаика Мари-Андрэ это еще, конечно, дань художницы нью-эйджу, придание новой и современной жизни этому старому, дорогому и сложному искусству, напоминание о великом византийском и итальянском мозаичном опыте прошлого и о его современном мощном потенциале.

Абстрактное искусство Мари-Андрэ создает специфический тон и атмосферу. Его важное качество – ненавязчивость, незаметность, но при этом сохранение некой легкой своеобразности. Присутствия этих работ в помещении можно не заметить, но когда его замечаешь, искусство Мари-Андрэ привлекает и кажется интересным и характерным. Эти качества не навязывается зрителю, но тем не менее они присутствуют, как бы ожидая, когда их заметят, потому что этим произведениям есть что предложить внимательному зрителю.

No comments:

Post a Comment