Friday 12 June 2015

Интервью с Дэном о работе и жизни на нефтяных полях Альберты

Дэн вернулся, чтобы начать жить для себя
Дэн только что приехал из Альберты, где он два года добывал нефть. Мы случайно встретились в бассейне, разговорились. Разговор оказался настолько интересным, что я решил его записать и выставить в блоге (с разрешения Дэна, конечно).

- Как ты оказался в Альберте, Дэн?

Я гражданин Канады, но долгое время жил в Штатах, в Калифорнии, получил там образование. В Америке у меня была зеленая карта. По молодости дурил много: у меня были некоторые проблемы с законом, ввязался там в пару драк, наделал ошибок в заявлении на получение американского гражданства. У меня начались проблемы с законностью моего там пребывания, и чтобы мне их решить, надо было обращаться к юристам, а это очень дорого. С экономикой там все было не слишком хорошо, когда там губернатором был Шварценеггер. Ты наверно слышал? Короче, все сошлось к тому, что пора было подумать о плане Б. Конечно же, нужны были деньги, ведь у меня в кармане было 50 долларов. Семьи нет, ничего меня не связывало. Кто-то посоветовал Альберту. Тогда нефть стоила дорого, работу там было найти запросто. Так я там оказался.

- Какие ты выполнял работы там?

Что хорошо в области нефтедобычи, там всегда есть работы, на которые не нужно никакого опыта, резюме и так далее. Только крепкое тело и сильные руки. У меня это было. Зарплата начинающего работника колеблется от 60 до 90 тысяч долларов в год. Если у тебя никакой специальности нет, получишь 60 тысяч. Очень хорошо платят квалифицированным и опытным ремесленникам: сварщикам, электрикам, водителям больших грузовиков, механикам тяжелого оборудования, слесарям, но чтобы опыт работы был не меньше года. Такие ребята зарабатывают 40-50 долларов в час.

Неквалифицированный труд там очень нужен. Я начал с установщика оборудования (service rig). Я думаю, что ничего тяжелее этого просто быть не может! Эта работа тяжелая и опасная. Я вот, например, ногу там себе повредил. Там всех сразу обучают первой медицинской помощи. Кроме того, могут возникнуть трудности с коллективом. Ребята там обычно подбираются очень жесткие, напряженные, нетерпеливые к чужим слабостям и ошибкам. Что поделать, такова работа.

Я поработал установщиком полгода и попросился перевода на другую работу. С полугодовым стажем меня взяли испытателям шахт (well-tester), а потом укладчиком проводов (wire liner). Обе хорошие работы, не такие интенсивные, как установщик оборудования. Коллектив сразу другой, немного расслабленный. Довелось еще поработать на установке бурового оборудования (drilling rig), а также в команде, которая занималась гидравлическим разрывом пласта (frack crew). Если бы у меня были права на вождение грузовиков (Class 1 licence) – знаешь таких, с огромными колесами – на этом можно было бы делать большие деньги! Грузовики там постоянно ездят туда-сюда: еда, оборудование, горючее, отработанная порода. Все это нуждается в перевозке. Но в водители без прав и, как минимум, года опыта не берут.

Некоторые ребята еще устраиваются в команды скорой помощи санитарами, но им там тяжело. Если с работниками что-то случается, они хотят в палате видеть в первую очередь женские лица. Поэтому санитаром устраиваться не советую, хотя этих работ много. Травматизм очень высокий, токсичность. Есть такая нефть, в которой много серной кислоты, а она, как известно, очень опасная. У парней-санитаров там не очень хорошо получается. Их начальники не уважают.

Я работал по 12-14 часов в сутки. Несколько дней подряд работал по 18 часов, но потом чуть в больницу не попал от усталости. Большинство работ повременные, платят по часам, так что хочется работать подольше. Я бывало зарабатывал по 300 долларов в день! Но на некоторых работах – фиксированная зарплата, например у укладчиков проводов. Я когда там работал, даже кино мог иногда на смене посмотреть.

- Где ты жил, чем занимался в свободное время?

Я жил в гостинице, получал 50 долларов в день суточных. Они налогами не облагаются. Каждый день тебя привозит и отвозит автобус. Некоторые компании предлагают работникам специальное жилье бесплатно прямо у нефтяной вышки. Это очень удобно. В номере у меня был телевизор, микроволновка, беспроводной Интернет. Но знаешь, что я тебе скажу? Когда ты работаешь 12-14 часов в день, сил уже нет ни на что. Пиццу в микроволновку закинул, бутылкой пива залил и спать. Просыпаешься и снова на работу. И так каждый день. Некоторым ребятам было конечно тяжело, они пить начинали. Некоторые и наркотики пробовали. Все зависит от того, есть ли у тебя голова на плечах. Мне наркотики не нужны, я ими и не занимался. Перебирать спиртного? Да, бывало. Пара друзей вообще живут в Мексике, компания организует самолеты для них во время сезонов, настолько у них необходимые специальности. В Мексике они со своими зарплатами короли.

Я там встретил одного русского, у него магистерская степень по математике или физике. Он нигде себя найти не смог в Канаде, подался на нефтяные поля. Там степени не нужны. Хороший парень, мы вместе бокс смотрели, отлично время проводили. Русские, которых я встречал, все были такими: со всякими степенями, очень образованные. Из русских получаются хорошие математики, шахматные игроки, музыканты, боксеры – ужасная комбинация! Я думаю, что Путин как раз такой – задира и шахматный игрок одновременно. Конечно, то, что он делает, это плохо, но как политик он очень силен, и у него есть чему поучиться.

- Почему уехал из Альберты?

Представляешь, понял простую вещь: деньги – это не все в этой жизни! В конце концов мне там надоело. Я сюда приехал и хочу здесь открыть свой строительный бизнес. У меня есть партнер по бизнесу, пока дела идут хорошо. Семьи нет, подружки пока тоже, хотя мне уже 42. Время идет, а на нефтяных полях бизнесом и семьей заниматься некогда.

У меня и хобби есть, я спорт люблю: серфинг, бокс, соревновательное плавание. В Альберте я мог заниматься только бегом – до тех пор, пока не получил травму ноги. Я там совсем потерял свою физическую форму, сейчас занимаюсь ее восстановлением.

Сейчас в Альберте сложно найти работу. Цены на нефть упали, количество рабочих мест сокращается, компании оставляют только самых необходимых. Нефть Альберты довольно дорогая по себестоимости. Им очень нравилось, когда нефть стоила минимум 70-80 долларов за баррель. Когда же цена опускается ниже, доходы сводятся к минимуму. Раньше США были главным потребителем канадской нефти. Но сейчас они добывают столько нефти, что готовы ее сами экспортировать. Америка сейчас самый главный производитель нефти в мире, впереди Канады, России и Саудовской Аравии!

Но я хочу тебе вот что сказать про Альберту. Если бы не климат, там можно очень неплохо устроиться. Хочешь жить в большом городе, живи в Эдмонтоне или в Калгари. В Альберте бензин дешевле на 20%, чем в Британской Колумбии, медицинское обслуживание для жителей Альберты бесплатное, еда дешевле. В Британской Колумбии жизнь дороже чем в Альберте на 1000-1500 долларов в год, и у меня еще нет семьи. Здесь надо уметь жить, здесь надо быть изобретательным, чтобы меньше тратить денег на бензин, еду.

- Как добыча нефти влияет на окружающую среду?

Разработка битумных песков очень вредна для природы. Это не обычная нефтедобыча, как в Саудовской Аравии, когда роется вертикальный колодец и из него высасывается нефть. Такая нефть может стоить 10 долларов за баррель. Разработка битумных песков требует очень много энергии, соответственно, увеличиваются выхлопы углекислого газа в атмосферу, общее загрязнение природы, разрушение ландшафта. Такая нефть стоит 30-40 долларов за баррель.

Ты читал в новостях, что канадские ученые, лауреаты там всякие, написали открытое письмо правительству, где призвали его отказаться от разработки битумных песков? Там все вкратце изложено, загрязнение окружающей среды, влияние на климат, разрушение ландшафта, наличие альтернатив. Поищи в Гугле, это лучший ответ на твой вопрос. [Ресурс, о котором говорит Дэн, находится здесь: http://www.oilsandsmoratorium.org/].

Кстати, знаешь почему здесь бензин такой дорогой? Дело в том, что в Канаде нет нефтеперерабатывющих заводов. Они все в Америке, в Мексиканском заливе. Позиция главной оппозиционной канадской партии НДП как раз и состоит в том, чтобы строить нефтеперерабатывающие заводы в Канаде, прежде чем переправлять сырую нефть по нефтепроводам в другие страны. Мы там сейчас никому не нужны, запретил же американский конгресс проект канадского нефтепровода Кистоун. Все боятся разлива сырой нефти. В ней серная кислота и всякие другие вредные химикаты. Разлив же природного газа или бензина не так опасен (хотя тоже опасен). Мне в Альберте говорили, что на переработке нефти больших и быстрых денег не сделаешь, поэтому эти заводы не строят в Канаде, а они очень дорогие. Думаю, что все-таки есть смысл в том, чтобы их построить в Канаде. А то мы по нефтедобыче в первой пятерке в мире, а бензин здесь стоит столько, как будто его к нам везут с другого конца света! И не забудь, из нефти много чего делается, не только бензин. Синтетические ткани, пластик, удобрения, вазелин. Все это очень востребовано на рынке.

- Какой совет дашь тем, кто хочет поработать в Альберте на нефтяных полях?

У меня степень бакалавра по охране окружающей среды, в университете брал курсы по биологии, химии. В Альберте все это было никому не нужно. Всем советую, кто хочет заработать денег – а иначе туда незачем ездить – бросайте свои университеты, становитесь ремесленниками, пару лет поработайте по специальности, и потом в Альберте можно зарабатывать хорошие деньги не слишком при этом напрягаясь.

Советую также всем, кто хочет там поработать, выбрать компанию заранее и изучить ее по Интернету, почитать отзывы, поспрашивать тех, кто там был. Некоторые нефтедобытчики в Альберте не очень профессиональные. В плохую компанию устроишься, будешь перерабатывать, а тебе будут недоплачивать, будут предлагать условия плохие для жизни и работы. Лучше устраиваться в большие компании, такие как Huskie, Enbridge, Suncor или что-нибудь в этом роде. Там даже в профсоюз вступить можно, чтобы уверенность себе некоторую обеспечить. С ребятами надо тоже везде выстраивать отношения. Некоторые, особенно в начале, могут желать испытать тебя, посмеяться, унизить. Бывает такое, что не получается работать вместе. Тогда звонишь в руководство компании, говоришь, что работать с этими людьми не можешь. Обычно на это смотрят с пониманием, и как только твой проект заканчивается, тебя переводят в другой коллектив. Надо быть готовым к тому, что подписывать контракт будешь на год-два минимум. Работодателей можно понять, им тоже нужна уверенность, что работник не сбежит через пару недель.

И еще, не забывай: основные действия по добыче нефти происходят в Альберте зимой. Когда земля замерзшая, по ней легче ездить, перевозить грузы. Зима – более загруженное время на нефтяных полях, чем лето, когда снег тает и на поле сплошная грязь. Но зимы в Альберте очень холодные, температура доходит до -40С, В Альберте зима длится до девяти месяцев в году. Не важно, сколько на себя наденешь, 7-9 слоев, все равно жутко холодно, пальцы и лицо замерзают. В таких условиях работать очень тяжело, но именно тогда и приходится в основном работать.

Если у тебя есть семья, то лучше в Альберту не уезжать. Я думаю, для семьи это не очень хорошо, когда кормилец, отец отсутствует. В Альберте лучше всего парням без семьи. Работа в Альберте хороша для тех, кто пока еще не знает, чем заняться в жизни, кто хочет заработать небольшой стартовый капитал – там, жилье купить, бизнес начать. Может если у меня с бизнесом дела пойдут не очень хорошо, съезжу туда еще на зиму, но мне уже хочется в этой жизни сделать что-то свое.

No comments:

Post a Comment