Tuesday 3 January 2017

«Привнося высокое искусство мозаики в дом религиозного служения»

Мозаика купола православной церкви Святой Софии
«Я встретился с Мари Аллисон в подвальном помещении невысокого здания на малой улице городского района Фэрфилд, где она с треском раскалывала куски цветного стекла тяжелым мозаичным молотком под названием мартеллина. Она делала тессеры, мозаичные кубики, которыми выкладывается рисунок на специальной прорезиненной сетчатой ткани. Ткань с рисунком лежала на столе рядом с Мари. Вокруг располагались большие рисунки святых и цитаты из Библии, выполненные художественным шрифтом. Эта мастерская находится под церковью Святой Софии — единственной русской православной церковью в Виктории.

Это помещение — центр мозаичного проекта, в котором заняты некоторые прихожане вот уже 14 лет. Они украшают свою маленькую церковь мозаикой в византийском стиле, что, с одной стороны, глубоко традиционно для такой церкви, а с другой стороны, уникально в Канаде.

За день до этого я посетил воскресную службу. Литургическое песнопение продолжалось почти два часа посреди клубов кадильного дыма, выхода и ухода священников, одетых в разукрашенные робы, что вместе составило возможно самый замысловатый ритуал Богопочитания в спектре христианских религий. Вокруг меня вдоль стен стояли иконы на полках, перед которыми теплились лампады. Мозаика поблескивала вокруг оконных рам а также на стенах центральной части интерьера. Сверху помещение венчает купол почти четырехметрового диаметра — весь отделанный прекрасной мозаикой.

Эта фотография отделки купола уже историческая!
Украшение этой церкви кажется весьма замысловатым, но эта работа еще далеко не закончена.

Мысль о мозаичной отделке церкви пришла в голову настоятелю церкви отцу Джону Адамсу, который сам рисует иконы. Его привел в православие знаменитый житель Виктории потомственный русский князь Никита Голицын, который годами возил местных верующих в церковь в Ванкувере, а затем в 2000-ом году приобрел на свои деньги это здание в ныне весьма престижном районе Фэрфилд и передал его растущему приходу. Здание находится на пересечении улиц Джозеф и Мей, что показалось Голицыну своеобразным высшим подтверждением правильности выбора места для православной церкви (поскольку это почти как пересечение Джозефа и Мери). Здесь раньше помещался детский сад.

Вскоре Адамс и его жена вместе с семьей Аллисонов отправились в северную Италию в город Равенна, чтобы научиться там искусству мозаики, готовясь украсить новое здание церкви.

В Советской России некоторые большие столичные церкви были сохранены как музеи, но многие малые местные церкви были разрушены. Не имея примера в России, мозаичные энтузиасты из Виктории взяли в качестве примера старые церкви в Греции, Югославии и Северной Италии.
Мари Аллисон за работой в мозаичной студии
Будучи англоязычным приходом в маленьком деревянном здании в Канаде отец Джон и его помощники должны были импровизировать. Столяр помог им пробить дыру в потолке и построить купол. Затем они прикрепили в самом центре купола небесную твердь из золотых звезд, раскинутых по ультрамариновому небу и хорошо видимых для прихожан во время Богослужений.

Затем, медленно, рисунок за рисунком, художники создали и установили точную копию мозаики Христа Спасителя — оригинальной мозаики шестого века нашей эры , которую они сфотографировали в греческих Фессалониках. В течение первых семи лет пока строился купол прихожане встречались для служб в подвале здания. Сегодня купол окончен. Он украшен изображениями пророка Иезекиля и его знаменитого видения, описанной в одноименной книге Ветхого Завета.

Художники несколько раз возвращались в Восточное Средиземноморье, где они посещали различные архитектурные памятники, украшенные вдохновляющими их мозаичными рисунками. Там, под руководством различных учителей, они развили специальное умение, называемое микромозаикой. Отец Джон, который не стар, но носит длинную белую бороду, пришел в мозаичную мастерскую, когда я там беседовал с Мари Аллисон. Шепотом он рассказывал о посещении мозаичной студии в Ватикане, а Мари вспомнила, как они подарили сторожу кленовый сироп, чтобы обеспечить себе беспроблемный доступ к церкви в Фессалониках.
Одна из "нерелигиозных" работ
Мари Аллисон под названием "Трещина во льду"
Она показала мне прекрасный каталог венецианской фирмы Орсони, которая производит специальное стекло, используемое в различных знаменитых мозаиках, включая такие церкви как Сан-Марко в Венеции, Саграда Фамилья в Барселоне, мечети в Иране, ступы в Бурме, а теперь и в... церкви Святой Софии в Виктории! Кроме практически бесконечного выбора прозрачных цветов Орсони предлагает стекло с позолотой различных оттенков.

Я удивился увидев, что мозаика в Святой Софии непохожа на гладкую и плоскую плитку, какой выкладывают ванные комнаты. Напротив она имеет намеренно неправильную поверхность. Кубики стекла преломляют свет через неровные края, что создает светящийся эффект всего изображения. Некоторые кубики намеренно расположены под углом, чтобы усилить этот эффект.

Для изображения лиц и костюмов мозаисты предпочитают более мягкие тона мрамора, который они разрезают на куски мощной электропилой в мастерской. Не все мозаисты художники, но всем находится работа: от разрезания материалов до выкладывания заднего фона, углов и мелких фигур. Все фигуры изображаются согласно строгим законам иконографии.
Одна из микромозаик Мари Аллисон
«В первую очередь мы ценим процесс, мы не хотим увеличивать скорость работы», - замечает отец Джон, - «Когда люди спешат, результат не выглядит красиво. Главное это работать на правильной скорости». Мастерскую пронизывает дух внутреннего и внешнего спокойствия, который ведет к молитве, как того желает отец Джон.

Помимо работы над церковной мозаикой Мари Аллисон также рисует иконы, специализируясь в технике яичной темперы. Еще она создает фрески и ежегодно участвует в ежегодном мероприятии «Тур по студиям художников района Оак-Бей». Она использует мозаику, чтобы соединить старинные рисунки с современными деловыми и частными пространствами.

На рабочем столе лежала ее последняя микромозаика, изображающая лицо святого, детали которого с любовью выложены кусочками камня во влажной глине. Тессеры, использованные художницей для его глаз, были не больше песчинок. В этой и других мозаиках очевидно благоговение мозаистов, особенно в лицах святых и пророков.

«Эту работу очень приятно делать», - подытоживает отец Джон, - «Она идет на своей скорости, рисунок за рисунком. Нужно быть спокойным, внимательным и просто работать. Так люди работают над собой».

Прекрасный дух святости пронизывает православную церковь Святой Софии».

Эта статья Роберта Амоса опубликована под рубрикой «Наше Наследие» 18 декабря 2016 года в газете Times Colonist, а также 29 декабря 2016 года в бесплатном приложении к газете TC Extra. Перевод IVA.

2 comments:

  1. Times Colonist
    ROBERT AMOS On Art
    Bringing high art to a house of worship
    ZoomBookmarkSharePrintListenTranslate
    Marie Allison was in the basement of a low building on a side street in Fairfield, making little chinking noises as she dropped the heavy martella hammer onto pieces of coloured glass. She was making tesserae, little cubes with which to fill in the design that lay on the table beside her, drawn upon a sheet of rubbery mesh.
    ROBERT AMOS PHOTOS The mosaic in the dome at Saint Sophia, the only Russian Orthodox church in Victoria.
    All around were full-scale drawings … of saints, and sacred texts spelled out in handsome lettering. This workshop is beneath Saint Sophia, the only Russian Orthodox Church in Victoria, and is the centre of a project that has occupied a dozen members of the congregation for the past 14 years. They are ornamenting their little church with mosaics in the Byzantine style and, though deeply traditional, this is unique in Canada.
    The day before, I had attended the Sunday service. A sung Eucharist went on for almost two hours amid clouds of incense and much coming and going by the gorgeously robed celebrants, perhaps the most elaborate ritual of the Christian spectrum.
    All around, icons on shelves were honoured with votive candles burning gently. Mosaics twinkled around the window apertures and shone on the walls of the apse beyond. Overhead, a mosaic dome almost four meters across spanned the nave.
    As elaborate as it is, this church is still a work in progress.
    The idea of mosaic decor was initiated by Father John Adams, himself an icon painter. He was brought into the Orthodox faith by a beloved Victorian, Prince Nikita Galitzine, who for years took locals to church in Vancouver, and then in 2000 donated this building in Fairfield to the fledgling congregation. Soon, Adams and his wife, accompanied by Allison, went to Ravenna in northern Italy to learn the art of mosaic, preparing to enhance their church.
    During the Communist period in Russia, some big churches were preserved as museums, but the little local churches were destroyed. With no examples to follow, the Victoria congregation looked to older churches in Greece, Yugoslavia and northern Italy.
    Being an English-speaking congregation in a little wooden building in Canada, they had to improvise. A carpenter helped them pop a hole up into the rafters, and built the dome. They then installed the heavenly firmament of gold stars spangling an ultramarine sky at the very centre of the dome.
    Then, slowly, piece by piece, they created and installed a faithful copy of a sixth-century original of Christ Pantocrator, which they had photographed in Thessaloniki. The congregation met in the basement during the seven years it took to create the dome, which is resplendent with the prophet Ezekiel and his vision.
    The mosaicists have returned to the eastern Mediterranean many times, visiting inspiring sites. By studying with a variety of teachers there, they have added special skills such as “micromosaic” to their repertoire. Father Adams, who is not old but has a long white beard, joined Marie and me in the basement workshop and spoke quietly of visiting the mosaic studio at the Vatican, and Marie recalled bringing gifts of maple syrup to win over the caretaker at the church in Thessaloniki.
    She showed me the marvelous catalogue from Orsoni, the company in Venice that creates the special glass used in mosaics at famous sites, including San Marco in Venice, Sagrada Familia in Barcelona, mosques in Iran, stupas in Burma, and now … Saint Sophia in Victoria. Beyond Orsoni’s almost infinite range of translucent colours, they also supply glass backed with gold leaf in many shades.

    ReplyDelete
  2. I was surprised to see that the mosaics at Saint Sophia are not grouted flat like bathroom tiles, but have an intentionally irregular surface. Cubes of glass catch light through their edges, which shine across the image, and some of the cubes are set on an angle to enhance this effect.
    For faces and costumes, the mosaicists prefer the softer tones of marble, which they cut on a power saw in the basement. While not all the workers are artists, there is much to do for those who simply cut the materials, and fill in backgrounds and borders. The shapes are drawn according to a strict iconography.
    “It’s a matter of just following,” Father Adams said. “We don’t want speed. When people work too fast, they don’t do beautiful work. Just to keep going is the thing.” A sense of quiet, inner and outer, pervades the workshop, “a feeling which will lead to prayer,” he said.
    As well as her mosaic work, Allison is an icon painter specializing in the egg-tempera technique, an accomplished fresco painter and a longtime participant in the Oak Bay Artists Studio Tour. With the
    mosaics, she takes the lead in adapting ancient designs to modern spaces, drawing up the figures and setting out the outlines for others to fill.
    On the workbench was her latest “micromosaic,” a small face of a saint detailed with bits of stone, each lovingly placed on a ground of damp clay. The tesserae she used for the eyes were not much larger than grains of sand.
    There is reverence evident in the careful creation of these mosaics, especially in the faces of the saints and prophets.
    “It’s very nice work to do,” Father Adams said. “It doesn’t go fast, just piece by piece. Be quiet and pay attention, just keep working. Like what one does with oneself.”
    A beautiful air of sanctity pervades Saint Sophia Orthodox Church.

    ReplyDelete