Friday 17 January 2014

О книге комиксов "Откровения Иоанна Богослова"

И я слышал голос многих Ангелов вокруг престола (Откр. 5:11)
В предыдущей статье "О силе художественного воздействия комиксов" я рассказал небольшую историю о том, как благодаря комиксу был снят многомиллионный фильм "Ной" Даррена Аронофски (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_17.html). К комиксам я отношусь с большим интересом, хотя я небольшой поклонник историй про Супермена или Человека-Россомаху. Однако современные комиксы на христианскую тематику меня интересуют (смотрите мою раннюю статью "О комиксах" здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_18.html). Библия же предоставляет из себя массу возможностей в смысле эпических картин и легендарных героев, которые свойственны жанру комикса, и таким образом, на мой взгляд, Библия прекрасно для него приспособлена. Если добавить сюда современные компьютерные средства для работы с графикой, то можно создать нечто совершенно потрясающее. Откровения Святого Апостола Иоанна Богослова являются одной из самых ярких книг Библии. «Откровения» привлекают пристальное внимание исследователей и интерпретаторов уже много веков. Не остались они без внимания и в наш век «клипового» сознания. И вот уже она пересказана языком комикса. Книгу комиксов, которая содержит полный текст Откровений, я недавно приобрел. О ней и хочу рассказать.
Я взглянул, и вот, конь белый... (Откр. 6:2)
Создал ее иллюстратор Крис Келле (Chris Koelle) под жудожественным руководством Мэтта Дорффа (Matt Dorff), текст Откровений использовался из английского перевода греческой православной Библии. Крис Келле уже работал с этим источников, проиллюстрировав в 2002 году Книгу Иова. Мэтт Дорфф создал книгу комиксов «Мессия: Начало», на которую я тоже в магазине засматривался. Команда создателей «Откровений» собралась крепкая, опытная, и продукт получился высококачественный.

Как известно в этой части Библии описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами, как то огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов и т.д. Этой библейской книге присущ апокалиптический дух, то есть она создает ощущение катастрофы планетарного масштаба и конца света. Поэтому примерно такого же ощущения я ожидал и от комикса, когда увидел его на книжной полке в магазине. Я открыл книгу и – мои ожидания вполне оправдались! Таких впечатляющих и страшных комиксов я еще не видел. Привожу несколько примеров в качестве иллюстраций к этой статье.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом;
и дано им семь труб (Откр. 8:2)
Комикс этот явно создан не для детей, слишком много в нем кошмарных образов. Я, признаться, тоже его на ночь стараюсь не смотреть. Некоторые рисунки действительно изображают страшные катастрофы. Но гораздо более пугающей выглядит изображение реакции на них Апостола Иоанна. К особым достижениям авторов я бы отнес мастерские изображения меняющихся эмоций на лице Апостола: от безграничной радости до полного ужаса. На нем с легкостью читаются все катастрофические и ангельские видения, которым Святой Иоанн был свидетелем, когда писал Откровения на греческом острове Патмос в затворе от мирской суеты.
Первый Ангел вострубил... и третья часть дерев сгорела (Откр. 8:7)
Этот комикс включает полный текст Откровений, а не его адаптацию. Поэтому помимо ярких образов там есть много строф, которые не имеют визуальную нагрузку. Например, что рисовать для иллюстрации такой строфы: «И я слышал голос многих Ангелов вокруг престола» (Откр. 5:11)? На мой взгляд, авторы успешно ответили на этот вопрос, изобразив не голос Ангелов, а реакцию Иоанна на них, по которой понимаешь: так можно услышать только что-то совершенно потрясающее (смотрите первую иллюстрацию к статье).

В комиксах, и вообще в иллюстрациях, мне особенное удовольствие доставляет масштабность изображаемого, то есть какие-то огромные битвы или сонмы ангелов. В этом смысле мне очень нравятся иллюстрации графика 19-го века Гюстава Доре, который имел талант к изображению подобных сцен. Авторам комиксов «Откровения» пришлось не раз решать эту задачу, ведь в тексте то треть рек превращается в кровь, то горят все деревья на земле. Авторы комикса не совсем еще хорошо владеют техникой создания масштабных образов, а вместо этого пытаются «взять» читателя яркостью. Я бы им посоветовал еще немного подучиться решать эти задачи у классиков книжного иллюстрирования.
Второй Ангел вострубил...
и третья часть моря сделалась кровью (Откр. 8:8)
Главной неудачей комикса является образ Христа с головой ягненка и глазами на руках. В результате он получился какой-то немного сатанинский. Этот образ, вынесенный на обложку книги, настолько мне не понравился, что я закрываю обложку книги, чтобы не видеть ее. Нет сомнения, что авторы пытались создать образ Агнца, который «как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 5:6), но получилось что-то не совсем правильное по духу. В поддержку моих мыслей православный канон запрещает изображать Иисуса в виде агнца.
Третий ангел вострубил,
и упала с неба большая звезда... (Откр. 8:10)
Библейские комиксы служат не только хорошей иллюстрацией к библейским историям, но и помогают людям, не знакомым с Библией, взять в руки эту книгу, ознакомиться с ее основными идеями и может даже увлечься ими. Все это здорово, и в этом смысле комиксы выполняют важную задачу помочь донести Слово Божие до современного человека. Я уже эту стадию прошел, меня сейчас интересует более глубокое понимание библейского текста. И здесь неадаптированные комиксы, вроде «Откровений», могут серьезно помочь. Можно же полный текст оригинала изучать и таким образом! А если к такому изучению еще подключить знакомство с комментариями, то глубокое погружение в библейские смыслы обеспечено.
Имя сей звезде «полынь» (Откр. 8:11)
Человеческому опыту понимания и интерпретации библейских смыслов уже несколько тысяч лет. Немного на свете тем, которые разработаны и обдуманы также глубоко. Все эти размышления – богатейший источник знаний о вечных темах человеческой жизни, которые было бы очень неразумно игнорировать. Современные христианские комиксы – интересное и достойное добавление к этим многовековым размышлениям.

No comments:

Post a Comment